Понимание психологии лошади: Как и чему правильно обучать лошадь

Понимание психологии лошади: Как и чему правильно обучать лошадь

Время обучения лошади во многом зависит от лошади и еще больше – от всадника. Лошадь с рождения умеет ходить шагом, рысью, галопом, прыгать, поворачивать, крутиться вокруг себя. Все, что мы можем сделать, – это дать ей образование, с тем чтобы она выполняла все эти естественные движения, когда мы этого хотим, а не тогда, когда и как ей этого хочется.

До сих пор я пытался заставить вас увидеть, понять и осознать, что лошадь создана, чтобы быть лошадью. Но что позволило лошади выжить? Ученые говорят, что ее эволюция насчитывает 55 миллионов лет. Если кто-то сумел выжить в течение 55 миллионов лет, это значит, что Природа или Создатель об этом хорошо позаботились.

Понимание лошади: Психология и обучение лошади

Лошадь питается травой, и трава не убегает от нее прочь. Так почему же лошадь способна так быстро бегать? Потому что естественное предназначение лошади – двигаться вперед. Лошадь должна быть быстрой, потому что другие животные охотятся за ней. Потому что в жизни есть сильные и слабые. Существует много животных сильнее лошади и лучше приспособленных убивать свою добычу. Лошадь – вегетарианка, она не создана, чтобы убивать. Все ее существо создано для быстрого бега, для покрытия больших расстояний.

Вместе с тем быстрота лошади была бы бесполезна, если бы не сочеталась с хорошо развитым слухом, зрением, обонянием, а также пугливостью. Пугливость делает ее подозрительной в отношении каждого звука или непонятного движения. Именно пугливость приводит в действие естественные средства выживания лошади, ее скорость. Если ваша лошадь боится клочка бумаги, подхваченного ветром, или предмета, который не видела раньше, не пытайтесь наказать ее и заставить силой проехать мимо или приблизиться к этому предмету. Это противоречило бы ее природному инстинкту и показало бы, что вы не понимаете это животное. Если лошадь пугается, это означает, что есть что-то, чего она не может понять. Поэтому она подчиняется инстинкту самосохранения, подсознательно используя данные ей природой средства.

Лошадь должна идти вперед; если этого не происходит – значит, она плохая. Ее естественное предназначение – скорость; вот почему она должна двигаться вперед, когда мы ее обучаем. Если мы обучаем лошадь, а она не идет вперед, это означает, что мы согрешили против природы, и мы платим за это штраф, даже если не осознаем этого. Возможно, из-за недостатка сообразительности мы не в состоянии понять, что неправильно ездили на ней, и теперь мы выискиваем какую-то причину, чтобы оправдать свою неудачу.

Понимание лошади: Психология и обучение лошади

Самый важный орган, который управляет всем телом, руководит всеми процессами, позволяет действовать рационально и мыслить логически, – это мозг. Он помогает виду выживать. Мозг отвечает за каждое наше действие. Осознавая это, мы должны управлять своим мышлением. Тот, кто умственно скован и связан, будет не в состоянии быстро реагировать, мыслить гибко и хладнокровно. У лошади мозг устроен точно так же, как у нас, и точно так же управляет всем ее телом. Однако большую часть работы он делает инстинктивно, а не в результате размышлений. Если мы думаем, что можем игнорировать значение мозга лошади, то отбрасываем себя далеко назад. Наоборот, как и в работе с любым учеником, мы должны проявлять особую заботу о мозге лошади. Мы не должны забывать, что у нее интеллекта меньше, чем у человека, и поэтому должны приспособить свое мышление к мышлению лошади. Самая большая ошибка, которую допускает большинство всадников, состоит в том, что они полагают, что лошадь думает так же, как и они. Но это не так! Задача всадника – осознать, что именно он должен приспособить свое мышление к разуму лошади и попытаться думать и чувствовать, как лошадь.

Лошади умны, даже если они не думают и не действуют, как мы. Они по-своему интеллигентны, и я абсолютно уверен, что каждый имел случай убедиться в их изумительной памяти. Они не забывают, чему их научили. Так что старайтесь учить их только хорошему, потому что они не забывают хорошее, так же как и плохое.

Я припоминаю случай, произошедший вскоре после моего приезда в Австралию. Находясь в Аделаиде, я работал с лошадью г-на А. Хиггинса. Я готовил ее к предстоящим соревнованиям по выездке. Мы работали на плацу: вольты, боковые движения, остановки и осаживание, вольты на галопе с переменой ног. Пока я работал, какой-то всадник ездил в сторонке на прекрасной лошади, действительно прекрасной. У лошади был единственный недостаток: ездоку едва удавалось с ней справляться. Лошадь крутила головой, не желала идти шагом, вырывала повод, выдергивая всадника из седла, не стояла на месте. Словом, его езду нельзя было назвать приятной. По правде говоря, я не сел бы на эту лошадь. Похоже, она была сумасшедшей. Наконец всаднику все это надоело, и он понял, что не добьется ничего путного. Он спешился и стал рядом с лошадью, которая пощипывала траву. Как только лошадь занялась травой, она стала спокойной и абсолютно счастливой. Всадник стоял и наблюдал за тем, что я делаю. Минут через десять я закончил. Тогда он обратился ко мне:

– Эй, приятель, чем это вы здесь занимаетесь?

Я ответил:

– Готовлю лошадь к соревнованиям по выездке.

– А что такое выездка?

– Выездка – это обучение лошади. Если вы постоянно занимаетесь обучением, то постепенно добиваетесь все лучших результатов, переходите от соревнований низшего разряда к более сложным, пока не достигнете вершины – уровня Большого приза по выездке на Олимпийских играх.

Он ответил:

– Неплохо. А скажите, сколько времени нужно, чтобы подготовиться к Большому призу?

– Это во многом зависит от лошади и от того, сколько времени может ей уделить всадник. Но года за три можно подготовиться к участию в Олимпиаде.

Он был в шоке:

– Что? Три года? Три года подготовки? Нет, вы шутите!

Я ответил:

– Что ж, каждому свое. Кстати, сколько времени вы ездите на этой лошади?

Отвернувшись, он с силой оторвал голову лошади от травы, с явным неудовольствием смерил ее взглядом сверху донизу и сказал:

– Она у меня пять лет, но она бездарна.

Я промолчал. Три года обучения – это сумасшествие, но ездить пять лет на неподготовленной лошади – это в порядке вещей!

Понимание лошади: Психология и обучение лошади

Трагедия заключается в том, что он не одинок. Подобные примеры встречаются каждый раз, когда мы видим хорошую лошадь (или лошадь, которая могла бы быть хорошей), испорченную неправильной ездой, невниманием или просто игнорированием потребности ее обучать. Да, лошадь нужно обучать. Сколько времени ее нужно учить, во многом зависит от лошади и еще больше – от всадника: сколько времени он хочет этому посвятить, насколько упорно намерен работать и, более всего, от того, какого уровня он намерен достичь. Если вы хотите добраться до звезд, если вы хотите участвовать в Олимпийских играх, вам придется проделать большую и тяжелую работу.

Сколько образования нужно лошади? Здесь есть о чем серьезно подумать. Чему мы можем научить лошадь? Я говорю, что мы ничему не можем научить лошадь. Много раз я слышал, как люди говорят:

– Я собираюсь научить свою лошадь перемене ног на галопе в воздухе.

– Я хочу научить лошадь идти шагом.

– Я хочу научить ее идти рысью… сокращенным галопом, полевым галопом, преодолевать препятствия…

Жеребята трех дней от роду прекрасно делают перемену ног на галопе в воздухе. Вы, возможно, сами это видели. На участке моего соседа, г-на Хордена, я наблюдал четырехдневного жеребенка, который прыгал и резвился. Внезапно он развернулся и прыгнул через лежащий на земле ствол дерева на высоту одного метра; его мама оказалась по другую сторону ствола. Мы все видели жеребят, которые играют, крутятся, внезапно останавливаются, осаживают, меняют ноги и прыгают. После этого приходит всезнающий человек и говорит, что собирается научить лошадь перемене ног на галопе.

Лошадь с рождения умеет ходить шагом, рысью, галопом, прыгать, поворачивать направо и налево, крутиться вокруг себя. Она может делать все, что само по себе естественно для лошади. Понятно, что нам нечему ее учить. Все, что мы можем сделать, – это дать ей образование, с тем чтобы она выполняла все эти естественные движения, когда мы этого хотим, а не тогда, когда и как ей этого хочется.

Я знаю, как моют посуду. Моей жене не пришлось учить меня этому. Все, что ей нужно было сделать, – это попросить меня об этом. Точно так же с лошадью. Мы должны научить ее без сопротивления выполнять наши желания. Слово «образование» означает, по сути, выездку. Это французский термин, означающий обучение, тренировку, упражнение и дисциплину. Можно ли представить себе человека без образования и дисциплины? Никто не может дать образование, не будучи образованным. Вот почему в Европе верховая езда является распространенным средством образования. Я абсолютно убежден, что использование особенностей верховой езды, формирующих человеческий характер, вызвало в свое время бурный рост числа пони-клубов по всему миру. Езда на пони и уход за ними приучает детей к ответственности за живое существо. Обучая пони, ребенок начинает понимать необходимость подготовиться к работе, планировать и, таким образом, начинает осознавать сходство с собственным обучением. Он усваивает, что обучение должно происходить постепенно, шаг за шагом, и преследовать определенную цель.

Понимание лошади: Психология и обучение лошади

Однажды я разговорился с тренером о его лошади. Увидев ее, вы сказали бы: «Эта кобыла могла бы выиграть скачку на три километра, у нее для этого есть все данные». Однако тренер отказался использовать ее на скачках и хотел продать ее в прокат.

Я сказал:

– Прекрасная лошадь! У нее есть все данные для скачки!

Он ответил:

– Да, я тоже так думал. Но я занялся с ней выездкой. Не стоило этого делать, и вам не советую. Я научил ее боковым движениям, научил осаживанию. Но когда я вывел ее на скаковой круг, она отказалась пересечь даже линию старта.

Теперь скажите мне: что общего имеет выездка с лошадью, «танцующей» на старте? Конечно, можно носить левый ботинок на правой ноге и по этой причине заклинать: «Ради бога, не носите ботинки, потому что они натрут вам ноги». Это то же самое, что утверждать, что лошадь, прошедшая курс выездки, способна двигаться только назад, но не вперед. Говоря такие вещи, этот тренер доказал, что не знает, чего хочет. Он не знает, что основа выездки, основа всего, что мы делаем с лошадью, – это движение вперед. Лошадь должна идти вперед.

Если вы находитесь в высоком здании и лифт сломался, вы не выберете кратчайший путь вниз, прыгнув в окно. Точно так же невозможно «срезать углы» и сэкономить время в процессе обучения лошади. Тренер скаковой лошади не подозревал, что подавлял естественное стремление лошади идти вперед. Он «срезал углы» в процессе обучения и научил ее движениям, не соответствующим поставленной цели – подготовке лошади к скачкам. Он сам себя наказал, потому что кобыла не стала хорошей скаковой лошадью. Но он не понял своей вины и не сказал: «Я не знал основ выездки». Нет, он сказал: «Чертова выездка!»

К сожалению, в подобных случаях, когда от лошадей ожидают исполнения того, чему их толком не научили, страдать приходится лошадям. Они страдают физически и психически. Всадник тоже наказан, но он часто не сознает, что это его вина. И нет возможности доказать ему его вину. Все, что вы можете ему сказать: «Если бы вы обучали эту лошадь иначе, она бы хорошо прыгала. Она служила бы вам на пять или на десять лет дольше».

Франц Майрингер
Перевод Фридриха Логинова
Фото Юлия Кузнецова
Журнал Охотничий двор
июнь 2012

*** 

КСК Левадия катание на лошадях

Подробнее о Конно-спортивном комплексе Левадия >>

 Другие статьи на эту тему:

Оцените статью