![]() |
В православном журнале «Покров» №9/2012, который издается при благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона, опубликован материал по итогам встречам слушателей Высших Богословских Курсов с духовником Донского монастыря иеросхимонахом Валентином на заседаниях молодежного духовно-просветительского клуба «Донской». |
Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) – частый собеседник слушателей Высших Богословских Курсов, занятия московской группы которых проходят на территории Донской обители. Предлагаем читателям журнала «Покров» материал по итогам встреч слушателей ВБК с отцом Валентином во время праздничных «посиделок», которые благодаря присутствию старца превращаются в настоящие «пиры духа», а также на заседаниях молодежного духовно-просветительского клуба «Донской».
Свобода человека
«Человек создан для счастья, как птица для полета», – писал А.П. Чехов. Классик верно подметил, однако ничто земное не способно сделать нас по-настоящему счастливыми. Человек ощущает в себе некую пустоту, заполнить которую невозможно никакими земными благами, наслаждениями, победами, свершениями, привязанностями, отношениями, деньгами, властью, науками, искусствами, хобби, алкоголем, наркотиками, телевидением…
Здесь мы имеем дело с той пустотой, которую впервые ощутил в себе падший Адам, когда в его сердце, где ранее обитал Бог, не осталось места для Создателя. Власть над душой человека с согласия самого обманутого прародителя была похищена сатаной. «Станете как боги» (Быт. 3:4–5), – обещал лукавый, а на самом деле «богом», вселившимся отныне в сердце человека, стал диавол. С тех пор человека не оставляют страхи и тревоги, он точно не принадлежит сам себе, из сердца его исходят «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7:21–22). Потому что пока человек без Бога, он остается наедине с тем самым древним змием, который умнее, опытнее и сильнее его. Сильнее же сатаны только Бог. И вот Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы разрушить дело сатаны и вернуть в сердце человека Царство Богообщения, рай.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Однако непреложным остается закон свободы человека. Господь никого не спасает насильно. От человека требуется встречное движение к Богу. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Господь небошественною стезею отворил закрытые после человеческого грехопадения Небеса, проложил путь возвращения к Богу Отцу. Но пройти этот путь, при Божием содействии, каждый из нас может, лишь употребляя собственное подвижническое усердие.
Отец Небесный послал Сына Своего единородного на Крестную смерть, чтобы спасти человека, который по своему своеволию и непослушанию отвергнулся Бога и сам подчинил себя сатане. Теперь Господь призывает человека отвергнуться себя – ветхого, зараженного грехом, чтобы в богоустановленном Таинстве Причащения обновиться Телом и Кровью Христовой, «стать богом по благодати». Господу дорог каждый человек. «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит», – сказано об Иисусе словами пророка Исайи (Мф. 12:20). Господь бережно относится даже к самому уже истлевающему в грехах человеку и силен восстановить, воссоздать его, если только сам человек этого захочет и попросит о том Господа.
Криминальная группировка дьявола
«Добро, если бы грешник был сам по себе, один», – размышлял святитель Феофан За-творник. Но есть общество грешников, которое все обычаи свои привело в такое устроение, чтобы агрессивно толкать, увлекать грешника в богопротивную жизнь. И современные коммуникации только упрочняют эту пагубную сеть порока и лжи. Общество грешников нивелирует всех под один знаменатель греха. То, что раньше считалось постыдным, сегодня навязывают в качестве нормы. Даже извращения выдают за эталон того, как надо жить. Вся жизнь современного общества устроена так, чтобы отвлечь человека от единого на потребу. За этой видимой корпорацией – князь мира сего с его демонскими и бесовскими полчищами. Сатана, свергнутый с неба и увлекший за собой треть Ангельского мира, ополчился на человека, созданного восполнить число отпавших. Диавол хочет создать свое царство в противовес Царству Небесному. Идет борьба за каждую человеческую душу. По словам святителя Феофана Затворника, «у сатаны одна забота, чтобы то, чем человек весь занят, где его сознание, внимание, сердце, – было не Бог единственно и исключительно, а что-нибудь вне Его, чтобы прилепившись к сему умом, волею и сердцем, он имел то вместо Бога и о том только заботился, о том разведывал, тем услаждался и обладал».
Мы все разбойники, смертники. Разница лишь в мере нашего благоразумия или в отсутствии оного. Помните, на Голгофе было три креста? «Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай», – последнее поется про благоразумного разбойника, исповедовавшего со своего креста Господа Спасом и вошедшего в рай. Человек стал разбойником в результате преступления Божественных заповедей, он потерял свободу, стал рабом своих страстей. Но также посредством греха он подчинил себя диаволу. Все бесовское воинство во главе с сатаной – это банда, к которой принадлежит каждый грешник, также связанный по рукам и ногам обществом грешников, всем современным миром. И эти ошейники только затягиваются. Он бы и хотел освободиться от этой круговой поруки, но сам этого сделать не в силах. Бесы усиленно следят за каждым своим подопечным, чтобы он ни в коем случае даже не помыслил о том, чтобы вырваться из этой зависимости. Стоит ему только захотеть «завязать», как он тут же подвергается невыносимым ударам. Апостол Павел пишет: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (Тим. 3:12, 13).
Крест как условие любви к врагам
Почему для любящих Господа и желающих быть с Ним, а значит, в Царствии Небесном, крестоношение здесь, на земле, неизбежно? Всякому, пытающемуся освободиться от бесовских уз, грозят раны и скорби. То есть крест. Желающему выйти из этой криминальной сатанинской группировки на свободу, неизбежно надо пойти на крест и заплатить, как говорил преподобный Варсонофий Оптинский, «страстям невольную мучительную дань». Нелегко отвергнуться себя. Это чревато болью, на которую можно согласиться, лишь люто возненавидев грех в себе. Грех, который стал нашей сущностью, вторым «я», которое воспринимается уже как единственно возможное, отвержение от которого для нас равносильно смерти. Но именно так, через смерть своего ветхого «я» и можно многими скорбями войти в Царствие Небесное – в наше общее с Богом «Мы». Это и есть наш мучительный и сладчайший крест. Человек слаб, часто, убоявшись, возвращается на свою греховную колею. А Господь не любит боязливых. Он призывает Своих учеников не оглядываться вспять. Сопротивление сатанинской власти мира сего и противление собственным страстям – крест, на который мы должны идти. Так было всегда. Но особенно эта брань освобождения от рабства страстям и греху и обретения свободы в Боге обостряется в наши дни. Когда мир уже не скрывает своей ненависти к Богу и Его последователям. Сейчас особенно явной становится неизбежность креста для хотящих спастися.
Когда мы сораспинаемся Господу, мы прославляем Его. Мы распинаем своего ветхого человека, и образ Нового Адама – Христа Воскресшего – сияет в нас. И среди распинающих по вечному закону, явленному в Евангелии, обязательно найдется кто-то, чьего сердца коснется этот Свет Христов. Именно сейчас особо важно хранить заповедь о любви к врагам. Любовь к врагам для преподобного Силуана Афонского была критерием истины. Ибо если в нас есть любовь к врагам, то это значит, что в нашем сердце обитает Святой Дух, и мы способны познать Истину – Божественную природу Господа Иисуса Христа, которая познается только Духом Святым. Если же в сердце нашем ожесточение, значит, там все еще действует дух вражий. Ибо Бог есть любовь, и только любовь. Значит, мы не распяли себя. Значит, мы все еще следуем учению сатаны, предпочитая, согласно его духу гордыни, себя всем. А исполнение Евангельского закона любви Христовой на деле всегда оборачивается крестоношением, Голгофой. «Кто Мне служит, тот Мне да последует. И где Я, там и слуга Мой будет. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32), – сказал Господь, давая понять, какою смертью Он умрет и как будем спасены мы.
«На Кресте мы видим Любовь Отца распинающую, Любовь Сына – распинаемую и Любовь Духа Святаго – торжествующую силою крестною», – писал святитель Филарет Московский. В этом и парадокс: чтобы возлюбить врагов, надо претерпеть крест. «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13). Крест – условие любви к врагам. Потому что только пройдя через крест, распяв своего ветхого человека, мы даем простор торжеству Духа Святаго, силою крестною укрепляющего нас в любви к врагам. Так наши враги становятся главными нашими благодетелями: лишая мнимых благ ветхого человека, одаряют нас Духом Святым! Оттого-то преподобный Серафим Саровский говорил: «Лучше умереть, чем согрешить».
Генштаб по спасению нации
Внутренняя работа над своей душой труднее всего на свете. Это знали мудрецы всех времен и народов. Соломон отмечал: сдерживающий гнев больше берущего приступом город. Лао-Цзы утверждал: побеждающий людей силен, а побеждающий себя могущественен. Будда говорил: если один человек 1000 раз победит 1000 людей на поле брани, а другой победит себя самого, то именно этот второй – величайший победитель в битве. Как тут не вспомнить слова нашего батюшки преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».
Мы, христиане, зная, в отличие от язычников, что своими силами победить себя невозможно, имеем помощником Самого Бога – Творца всей Вселенной, Пресвятую Богородицу, святых. На войне ты можешь один раз накрыть своим телом амбразуру – и ты герой. А в брани духовной не бывает единократных – раз и навсегда – одержанных побед. Здесь мы должны быть бдительны всегда. «Бодрствуйте и молитесь, – сказал Господь Своим ученикам, – чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Сатана подстерегает последователей Христа каждый момент, действует посредством смертного сего тела. За этот небольшой отрезок жизни мы должны успеть вернуться к Богу, в богоустановленном Таинстве Причащения стать Ему сокровниками и сотелесниками, а значит, перейти из тления в вечность. Господь об этом молился перед Своей Крестной смертью за нас: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Замечательный акцент ставит наш современник, отмечая, что это «как» здесь гораздо драгоценнее самого единства, так как являет образ бытия Самой Троицы. Единство – только следствие.
Непрестанная молитва, то есть непрерываемое Богообщение, заповеданы всем, кто желает спастись. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18). Эти слова апостола Павла обращены сегодня к каждому из нас! Спасение души – самое трудное из всех дел на земле. Люди учатся чему угодно – наукам, искусствам, ремеслам, а в отношении самой главной профессии спасения души говорят: «Мы сами с усами, нам Церковь не нужна!» А Церковь – хранительница предания, всего многовекового опыта святых, методик борьбы с сатаной. Святые отцы писали целые трактаты! Церковь – высочайшее из всех существующих на земле высших учебных заведений. Генштаб по спасению нации. Здесь есть своя профессура, академики, мастера, военачальники. А главное – присутствует благодать Духа Святаго, без которой все человеческие старания и усилия тщетны. Поэтому безумие, если кто-то говорит, что сможет обойтись без Церкви. Этот человек не имеет даже представления о том, что такое духовная жизнь.
Сонаследники Царя Небесного
Апостол Павел сказал, что все мы, христиане, теперь дети Божии, а значит, сонаследники Христа в Царстве Отца Его Небесного. Люди здесь, на земле, стремятся к власти, богатствам, наслаждениям. Но все, что человек получает от дьявола в мире сем, оборачивается обманом, смертью, ужасом, оскоминой, похмельем, помойкой на душе. Только в Боге – совокупность всех компонентов счастья: «око не видело, ухо не слышало, и не всходило на сердце человека то, что Бог уготовал любящим Его» (1 Кор. 2:9). Это счастье всеобъемлющее, безущербное. А люди увлекаются земными суррогатами, которые не стоят и мизерной доли того, что представляет собой блаженство Царства Небесного. И оно начинается уже здесь, на земле. Если мы не познаем его в этой жизни, оно для нас и в веке будущем останется недосягаемым.
Мы должны всем своим существом сосредоточиться на исполнении заповеданного: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27). Все прочее крадет у нас душевные силы от любви к Богу. Рассеиваясь, рассыпаясь на суету, человек не спасается, а погибает. Господь стоит рядом и ждет, когда мы обратим на Него внимание. А мы заняты чем-то другим: то одним, то вторым, то третьим. Он наш Творец. Он знает каждую клеточку нашего естества. Он нам приготовил блаженную вечность. Стяжал нас ценою Своей Крови, распявшись за нас на Кресте. А мы заботимся о своем тленном теле: что есть и во что одеваться, отказываясь от Христа.
Царство Небесное силой берется (Мф. 11:12), претерпеванием скорбей, несением креста. В этом уподоблении и соединении с Господом залог нашего приобщения ко всем благам, которыми обладает Он. Бог есть любовь (Ин. 4:16). Он есть безбрежный океан любви, которая изольется в наше сердце, в опыте покаяния способное вместить не только весь мир, но и Божество. Он есть покой непоколебимый. Если Бог с нами, нам ничего повредить уже не может. «Мир Мой даю вам, не так, как мир дает» (Ин. 14:27).
С Господом мы приобщаемся к Его всеведению. Любое человеческое знание ограничено: количеством мегабайтов или сроком жизни ученого. Мы знаем ничтожную долю того, что таит в себе мироздание. Наукой открыто больше, чем знает каждый из нас, но и ее суммарное знание конечно. А Бог знает Свое творение всецело, в то время как человек частично и приблизительно. Человек, соединенный с Богом, будет приобщен к Его всеведению. Блаженство единения с Богом несравнимо ни с какими земными утешениями. Люди, раз вкусившие этой сладости Небесной, следовали за Христом, и уже ничто не могло их удержать. Никакие восторги брачной любви, власть, все царства мира – ничто! Так, преподобный Силуан Афонский, который познал наслаждение плотской любви, оставил мир. Выдающиеся, незаурядные представители рода человеческого, обладавшие в этом мире всем, оставляли все, как никчемные игрушки, и следовали за Христом. Достаточно вспомнить таких царедворцев, как Арсений Великий и Иоанн Дамаскин. Человек, последовавший за Христом, будет наделен всемогуществом Царя царей и Господина господ. В Апокалипсисе сказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Итак, если мы с Божией помощью претерпим до конца, то будем соцарствовать со Христом! Как сонаследники Царя Небесного.
Справка: Анонсы встреч на ВБК, а также заседаний молодежного духовно-просветительского клуба «Донской» смотрите на сайтах: www.kursmda.ru и www.donskoi.org
Ольга Орлова, журнал «Покров» №9/2012
Приобрести православный журнал «Покров» можно в редакции журнала «Покров». Адрес редакции: 109028, г. Москва, ул. Солянка, д. 9-А, стр. 1. Тел./факс: (495)625-9320, 625-7226.
Другие статьи на эту тему:
- Православный журнал «Покров» № 9/2012 : Рождество Богородицы и Оранская обитель
- Другая Рублевка
- Храм Христа ради: Дом Божий за подаяние бабушке
- Любой желающий сможет задать вопрос патриарху Кириллу на сайте Русской православной церкви
- Русская православная церковь и ВДВ вместе празднуют Ильин день
- Протоиерей Иоанн Миронов: О старце Николае Гурьянове
- Протоиерей Валериан Кречетов: Любвеобильность ко всему, что тебя окружает
- Православный журнал «Покров» № 7-8/2012 — юбилейный номер
- Хлопоты Игумена: Современные чудеса Преподобного Сергия
- Православный женский журнал «Славянка». Июль 2012
- Рождество Иоанна Предтечи в 2012 году – 7 июля: Иван Купала и Иоанн Креститель: От Ивана до Иоанна