Музейные дербисты

Музейные дербисты

Дерби! Сладкой музыкой звучит это слово в ушах каждого жокея, тренера и владельца чистокровной лошади. Каждый мечтает выиграть самый главный на скачках приз, дразнящий историческим аристократизмом, пожизненной славой и немалой суммой денег.

По известной легенде, этот приз для лошадей трехлетнего возраста на дистанции 2400 метров своим названием обязан лорду Дерби, которому как-то пришла в голову мысль прикинуть своих лучших трехлеток в скачке с такими же трехлетками жившего по соседству лорда Банбери. Скачка получилась очень привлекательной, а судьбу ее названия решила монетка, подброшенная вверх и упавшая на выбранную лордом Дерби сторону. Случилось это в Эпсоме в 1780 году, а с распространением английской скаковой породы вместе с правилами ее испытаний за пределы Англии этот приз стал разыгрываться во всех странах мира.

В России первое Всероссийское дерби состоялось в 1886 году и, за исключением шести послереволюционных лет, после которых с 1924 по 1991 год оно называлось Всесоюзным, разыгрывается ежегодно.

На сегодняшний день в нашей стране можно насчитать 122 победителя дерби, называемых дербистами, при этом самый первый приз 1886 года достался сразу двум жеребцам, что более не повторялось.

лошади - дербисты 
Победитель второго, 1887 г. Рулер (Айсономи – Рит), завод Красинских, жокей Гоф, резв.2.45. Худ. Семенский. 1907 г.

В данной статье, хоть это и очень увлекательно, не будем проводить статистический анализ приза по различным показателям: динамике резвости, родословным победителей, успешности владельцев и жокеев. Ограничимся лишь некоторыми дербистами, портреты которых, написанные в разное время разными художниками и хранящиеся в музее коневодства, составляют вполне репрезентативную выборку, рисующую яркую и достоверную картину российских скачек в их наивысшем проявлении (под словом «портрет» будем понимать изображение лошади в полный рост, стоящей в так называемой экстерьерной стойке – боковой стороной к зрителю, все четыре ноги видны).

Всего в экспозиции и хранении насчитывается 19 портретов дербистов, исполненных восемью художниками, из них 14 относятся к дореволюционному периоду. Подавляющее большинство портретов восемь – принадлежит кисти художника Семенского. И что самое удивительное и загадочное, об этом художнике не известно ничего, кроме фамилии, имени и отчества – Владимир Вячеславович. Возможно, эта загадка будет когда-то решена. Некоторые соображения, основанные на изучении имеющихся в музее работ Семенского, я позволю себе высказать. Все 17 картин – это экстерьерные изображения лошадей, главным образом английской скаковой породы, все они датированы с 1904 по 1916 годы. При этом портреты дербистов конца XIX века написаны явно не с натуры, а гораздо позднее, в период с 1904 по 1907 годы, тогда как Тезей, Флореал, Мамур и Грей Бой написаны непосредственно в годы их побед в Дерби. О чем это говорит? О том, что художник начал свой творческий путь с 1904 года или что только с этого года обратился к теме дербистов и поэтому ему пришлось писать ранних победителей с фотографий или каких-то своих воспоминаний о них.

лошади - дербисты
Победитель двадцать пятого дерби, 1910 г. Тезей (Чирс – Темида), завод Родзянко, жокей Д. Камбегов, резв. 2.36,25. Худ. Семенский. 1910 г.

Картина В.В. Семенского «Тезей»

Картина Семенского создает впечатление дежавю, все на ней узнаваемо и очень близко сердцу. Уютный приконюшенный дворик, огражденный от внешнего мира высоким дощатым забором, кроной деревьев и зарослями бурьяна, как будто успокаивает напряжение, идущее от трепетного сгустка лошадиных мышц и нервов. Нет, это не огонь, застывший на мгновение, не жеребец, осознающий свою гордость и величие, – это собранная к действию боевая рабочая машина: дисциплинированная, чуткая и очень внимательная, с непременным зарядом злости и в то же время по-детски беззащитная. В нем ясно чувствуется линия напора: она проходит через задние конечности вверх до высшей точки крупа и оттуда устремляется вперед и вниз к выступающей грудине. Жеребец находится в отличных скаковых кондициях: ни капли лишнего жира; под тонкой кожей отчетливо видны могучая мускулатура и пульсирующие жилки кровеносных сосудов. Легкий «козинчик» едва заметен на передних ногах, белое пятно на холке как свидетельство когда-то случившейся потертости от неточно подогнанного седла – эти тонкие детали конного быта подмечены художником.

Видно по всему, лошадь находится в квалифицированном уходе: ее тренированное тело совершенных для быстрого движения форм и проглядывающийся во всем облике бойцовский дух. Как известно, до приза дерби этот славный сын Чирса и Темиды выиграл такие значимые призы, как: Продиус, Весенний, князя Дмитрия Константиновича, а всего за два года скаковой карьеры в 16 скачках 10 раз был первым, три раза вторым и два раза третьим, выиграв призов на сумму 56 753 рубля.

Склоняюсь к первой версии, и вот почему. Изображения раннего периода, в особенности неуклюжий портрет Последнего из Астаротов (1904 г.), отличаются некоторой условностью и сухостью, тогда как более поздние написаны как будто другой рукой – уверенной и точной. То есть мы видим явно прогрессирующего художника, выходящего из ученичества, свидетельством чему также служит датированная 1904 годом его копия скаковой лошади с картины Н.Е. Сверчкова. С большой долей вероятности можно предположить, что Семенский создал или собирался создать по чьему-то заказу портретную галерею российских дербистов с первых двух (Гуд Бой и Баронет) 1886 года до, по крайней мере, 31-го дербиста 1916 года – Макбета. Возможно, эти, так недостающие музею полотна существуют.

Вернемся к Тезею и на его примере покажем, как следует рассказывать о каждом дербисте: о всех перипетиях прохождения скачки, о взволнованной атмосфере, витающей над ипподромом, о неминуемой наследственности, счастливых случайностях и трагических ошибках…

лошади - дербисты
Победитель двадцать шестого Дерби, 1911 г. Флореал (Флоризель-2 – Мисс Черчилль), завод Лазаревых, жокей Бутвель, резв. 2.38,75. Худ. Семенский. 1911 г.

Воспользуемся для этой цели оригинальным текстом того времени, поправленным главным зоотехником по коннозаводству Куларского конного завода М. Носковым (1974 г.). Итак: «Старт был дан не сразу. В слабых руках Клименко не подходил Альдебаран, и когда наконец ленты взвились, лидер Тезея теряет старт. Почти у самых трибун первое место занимал Картач, и Винкфильд на нем по обыкновению деловито оглядывался, чтобы осведомиться, кто из соперников как держится.

Еще не войдя в поворот, лошади уже начали растягиваться. Резко вел Альдебаран, следом Картач, спокойным третьим Тезей, четвертым Альхесирас, пятым Брама и не слишком близкой группой остальные. Не доходя версты, Винкфильд заметил, что Альдебарану нельзя доверить пейса. Двумя бросками Картач миновал лидера, за ним бросился Тезей, с пятого места надвинулся Брама.

Альдебаран и Альхесирас быстро стушевались, от железной водокачки из задних стремительно переложился Ромул. К каменным конюшням Тезей захватил Картача, Брама уже недалеким третьим, и подошел Ромул, остальные побиты. Из одиннадцати осталось четыре.

Борьба за первое место – непродолжительна. Едва выйдя на прямую, Тезей могучим броском отделился от Картача и ушел как лошадь другого класса.

Победа его по всей прямой так бесспорна, что трибуны не волновались азартом финиша. Они гремели аплодисментами навстречу победителю. Поздравляли Родзянко, Камбегова, который чуть не приплясывал вокруг своего крэка, поздравляли, наконец, Лазарева с превосходной скачкой Брамы. Торжество далее
проходило по заведенному: сам владелец в сопровождении жокея провел Тезея перед трибунами, встречаемый бурными овациями.

Дерби досталось достойнейшему. Дерби выиграно так, как уже давно не выигрывался этот приз. Не у призового только столба, а уже при выходе на прямую Тезей доказал, что только он мог быть дербистом. Не фокусом, не броском, а классом могучим, неисчерпаемым побил Тезей своих соперников».

И наконец, не могу не передать собственные чувства, возникающие при рассматривании Тезея через призму художника. Ни одна другая лошадь Семенского не вызывает подобных чувств. Это касается и 26-го дербиста Флореала, написанного художником с известной фотографии. При всем блеске и выразительной точности форм выдающегося скакуна мы видим только его внешнее строение. Зато генеалогию этой лошади можно рассматривать как образец целенаправленной и оправдавшейся селекционной идеи известного российского коннозаводчика М.И. Лазарева, пославшего одну из лучших своих кобыл – Мисс Черчилль в Англию под жеребца Флоризеля-2. Флоризель-2 был родным братом двух величайших дербистов: Персиммона и Дайамонда Джюбили, причем последний носит титул «Трижды венчанный». Эти жеребцы родились от «лошади столетия», родоначальника линии Сент Саймона и Пердиты-2. Жгучая кровь Сент Саймона, не знавшего соперников на любых дистанциях, одного из класснейших скакунов за всю историю чистокровного коннозаводства, сыграла свою роль. Флореал скакал только в традиционных призах и всегда их выигрывал. Флореал оказался успешным производителем, однако его судьба сложилась трагично: в годы Гражданской войны он бесследно исчез. В двадцатые годы случайно были найдены два его сына и восемь дочерей: из этого малого числа жеребец Тагор оказал определяющую роль на развитие советского чистокровного коннозаводства, став родоначальником самой мощной линии и отцом трех дербистов – Терека, Карты, Гитары.

лошади - дербисты
Победитель тридцатого дерби, 1915 г. Грей Бой (Гувернант – Эпсом Сент), завод Чарторыского, жокей А.Фоменко, резв. 2.37,0. Худ. Семенский. 1916 г.

И наконец, еще один портрет тридцатого дербиста кисти Семенского – Грей-Боя, пожалуй, единственный в этом списке парный портрет, где помимо лошади изображен немаловажный персонаж – жокей А. Фоменко. Картина датирована 1916 годом, следовательно, остается только гадать – написан ли этот портрет по фотографии 1915 года, года выигрыша Грей-Боем дерби, или же с натуры, но уже четырехлетнего жеребца. И как говорилось ранее, это последняя известная работа художника.

Текст, фото: Юлия Кузнецова
журнал "Охотничий двор" №04/2013

***

КСК Левадия катание на лошадях

Подробнее о Конно-спортивном комплексе Левадия >>

 Другие статьи на тему Лошади:

Породы лошадей: Владимирские тяжеловозы

 

Оцените статью