Главная / Статьи / Как обучали мастеров хохломской росписи

Как обучали мастеров хохломской росписи

 Как обучали мастеров хохломской росписи

В старину Хохлома была обитательницей крестьянских изб, мастера украшали свои изделия простыми бесхитростными узорами, порой прибегали к трафарету. Назначение Хохломы было в основном утилитарным. Потребовались долгие годы и художественное воспитание поколений мастеров, чтобы хохломская роспись достигла расцвета. Как происходил раньше, в середине XX века, процесс обучения на мастера хохломской росписи? Л.В.Шевчук посвящает этому несколько страниц в книге «Дети и народное творчество».

Обучение на мастера хохломской росписи с первого года начинается в учебных мастерских , где ученики выполняют простейшие упражнения в росписи — сначала на стекле, затем на ложках и других полуфабрикатах простой конструкции, овладевают техникой «растительно-травчатого» орнамента, орнамента «Кудрина», письмом «по полуде» (полуда — серебристый алюминиевый порошок, которым хохломские мастера натирают поверхность деревянных изделий). На протяжении всего первого года обучения учащиеся знакомятся с подготовительными операциями к росписи. Для этого их разбивают на подгруппы, и они по особому графику перемещаются с одних рабочих мест на другие.

В общей сложности каждый учащийся должен затратить на ознакомление со всеми подготовительными операциями технологического процесса 90 часов. Таким же образом на протяжении всего второго года обучения учащиеся знакомятся с технологическими операциями, последующими за росписью изделий (тушевкой, лачением, подкалкой, сушкой и другими).

Основную часть учебного времени на втором году обучения учащиеся работают над росписью более сложных по конструкции, чем на первом году обучения, изделий: чайниц, кофейниц, ваз и других. Они же осваивают по «полуде» технику письма «под фон» и «Кудрину».

На третьем году обучения у учащихся окончательно закрепляются умения и навыки по выполнению всех видов изделий с хохломской росписью. В конце третьего года обучения воспитанники школы проходят практику на предприятии и выполняют квалифицированную работу.

хохломская роспись

В программу отделения хохломской росписи включен и курс композиции, задачей которого является подготовка учащихся к самостоятельной работе на производстве в качестве мастеров хохломской росписи. Практическая работа по композиции проводится в классе на материале зарисовок, выполняемых учащимися с натуры, а также на основе наглядных и методических пособий.

Преподаватель останавливает внимание учащихся на характерных особенностях натуры, пропорциях, цвете, анатомии, требуя правдивости в изображении объектов, которые вводятся в композицию.

В процессе освоения курса композиции большое внимание уделяется обучению воспитанников школы творческой переработке зарисованных с натуры (на уроках рисования и живописи) форм растений, плодов, цветов, фигур птиц, животных в мотивы хохломского орнамента, прививается умение выделять главное, характерные особенности изображения, типичные силуэтные очертания, характерные расположения веток, лепестков, листьев. Упрощая изображение, вводя его в строй орнамента за счет отбрасывания второстепенных деталей, мелких подробностей, передавая зарисованное с натуры графическими приемами, свойственными хохломской росписи, подчиняя изображение общему графическому, цветовому и ритмическому строю хохломского орнамента, учащиеся^ изучают специфику орнамента и приобретают практические навыки в этой области.

При выполнении композиционного задания они учатся находить правильное соотношение масштаба орнамента и величины изделий в целом, а также его главных и второстепенных частей.

На первом занятии преподаватель знакомит учащихся с задачами курса, показывает образцы декоративного искусства, художественно оформленные бытовые вещи.

Затем они изучают основные композиции, проводятся занятия на построение композиции для росписи различных хохломских изделий. Все задания предусматривают композицию росписи для готовой формы изделия. Последовательность заданий дается в порядке постепенного усложнения. В целях более глубокого освоения необходимых основ композиции и для развития творческой инициативы воспитанников отдельные композиционные задания на протяжении курса повторяются (например, построение полосы орнамента и др.).

хохломская роспись

На первом году обучения задания выполняются на бумаге карандашом и акварельными красками, в последующем часть заданий выполняется масляными красками на полуфабрикате.

Работе над каждым заданием предшествует беседа, в ходе которой преподаватель разъясняет композиционное построение художественного произведения, его идею. В работе над композицией учитываются следующие условия:

  • назначение вещи и место ее применения;
  • материал, из которого должна изготовляться проектируемая вещь; техника и технология обработки данного материала;
  • художественно-стилевые особенности или характер изделия;
  • специальные условия и требования, указываемые в каждом задании.

Перед каждым заданием педагог показывает учащимся образцы различных решений данной темы в произведениях народного декоративного искусства, лучшие примеры хохломской росписи изделий, дает указания о размещении эскизов на листе бумаги, о масштабах изображения, о требованиях к эскизу и окончательному оформлению работы.

Творческая работа по составлению эскизов и дальнейшая их разработка сопровождаются постоянными консультациями преподавателя, который обращает внимание учащихся на необходимость выявления основной идеи их композиции, на достижение ясности и доступности художественных образов, на умение отделять главное от второстепенных деталей.

Преподаватель разъясняет учащимся, что характер изображения меняется в зависимости от того, на какое изделие это изображение наносится и какую роль оно будет играть в системе орнаментального украшения вещи: показывает на примерах, как меняется изображение ветки или цветка в зависимости от того, является ли этот мотив в росписи главным, ведущим или же играет подчиненную, второстепенную роль.

Программа по курсу композиции рассчитана таким образом, что она охватывает все характерные виды хохломской росписи, применяемые на фабрике, для которой школа готовит кадры: растительные мотивы, элементы геометрического орнамента, изображения птиц и животных. Все задания по композиции решаются применительно к данным изделиям, их назначению.

Законченные и принятые преподавателем работы по композиции являются в дальнейшем материалом для работы в живописной мастерской при изучении техники декоративной росписи изделия по дереву.

Будущие мастера хохломской росписи изучают в стенах школы и курс по материаловедению, задача которого — дать знание материалов, применяемых в производстве изделий из дерева с хохломской росписью.

Курс состоит из трех разделов. Первый раздел предусматривает изучение пород древесины, имеющих наибольшее применение при выработке токарных, резных и столярных изделий.

В процессе изучения этого раздела учащиеся школы знакомятся со строением дерева, со структурой древесины главнейших древесных пород, применяемых в производстве изделий с хохломской росписью (березы, липы, осины и др.). Изучают также химические, физические и механические, свойства древесины, способы обработки ее режущими инструментами.

Мастера хохломской росписи должны знать также, какие структурные отклонения от нормы наблюдаются в древесине, какие встречаются ее механические повреждения.

хохломская роспись

Каждый хохломской художник должен знать и о повышении стойкости древесины: искусственной сушке, выщелачивании, пропитке антисептиками, окраске, лакировке, полировке и др. Все эти необходимые знания воспитанники ПТШ получают в процессе изучения курса материаловедения.

При освоении второго раздела курса учащиеся знакомятся с видами полуфабрикатов для росписи изделий: токарными, резными, столярными, предназначенными под хохломскую роспись, и техническими требованиями, предъявляемыми к ним (отсутствие сучков и других пороков древесины, трещин, степень просушки, правильность формы).

Здесь же изучаются материалы, применяемые в процессе подготовки полуфабрикатов под хохломскую роспись: грунтовка (вап) и ее назначение, глины, применяемые для грунтовки изделий из дерева, и их свойства. Далее учащиеся знакомятся с материалами для пропитывания (вгонки) олифой полуфабрикатов, для их шпаклевания и лужения.

Третий раздел курса знакомит учащихся школы с красками, маслами, лаками и другими материалами, применяемыми в процессе хохломской росписи изделий из дерева. Сначала учащимся дают краткие сведения из истории живописной техники, сообщают об особенностях акварельной, темперной и масляной техники живописи.

Знакомят с техникой использования акварели в загорской росписи изделий из дерева, рассказывают о применении темперы в древнерусской живописи и обращении к этой технике в Палехе, Мстере и Холуе в настоящее время. В ходе учебы в художественной профтехшколе ее воспитанникам дают общие сведения о масляной живописи, о палитре масляных живописных красок, о широком применении этой живописи в народных художественных промыслах.

Интересна и насыщена программа учебной практики в мастерских Семеновской художественной профтехшколы для резно-ковшечного отделения.

В течение двух лет учебы будущие резчики получают производственные навыки по выполнению резно-ковшечных изделий из дерева, учатся владеть инструментом, чтобы уметь в дальнейшем самостоятельно по своей композиции выполнять художественные изделия бытового назначения от начальных операций до окончательной их отделки.

Программа учебной практики в мастерских профтехшколы составлена с учетом специфики изготовления изделий, применяемых в семеновских художественных промыслах. Каждый выпускник художественной школы в конце обучения может с помощью нехитрого инструмента: тесел, ножей и резцов — изготовить фигурные ковши петух, утица, конь и др.

Воспитанники художественной профтехшколы, обучающиеся на резноковшечном, токарном и столярном отделениях, кроме производственного обучения по своей специальности, прослушивают еще и курс по основам рисунка и технической акварели. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки основ изобразительной грамоты.

Обучение рисованию в сочетании с приемами технической акварели при подготовке к вышеназванным профессиям имеет первостепенное значение, поэтому программа учебного рисунка охватывает все основные формы окружающей действительности, начиная с простейших геометрических фигур и кончая рисованием птиц и животных, сложного интерьера.

В процессе работы над учебным рисунком педагог разъясняет учащимся задачу и значение каждой учебной постановки7 неразрывно связывая их с процессом производственного обучения.

Освещение при всех академических постановках дается от одного искусственного источника, за исключением рисования растений, птиц и животных, проводимого при дневном.

После выполнения каждого задания все работы обсуждаются, разбираются и оцениваются преподавателем.

Количество часов на различные задания выделяют дифференцированно в зависимости от степени подготовленности группы.

Для закрепления получаемых учащимися знаний, умений и навыков практикуется большое количество домашних заданий. Эти задания носят систематический характер.

Каждое новое поколение народных мастеров совершенствует свое искусство, вносит в него новые черты. Художники золотой Хохломы стремятся своими работами рассказать о своем времени, о богатстве природы родного края, о духовной силе и пытливом уме русского человека.

Талант же каждого, как родник, пьющий соки родной земли, — этим он жив, этим славен. И большие, и малые родники, сливаясь воедино, образуют могучую светлую реку, величаво несущую свои воды по просторам родной земли: так творчество многих мастеров вливается в мощный, многовековой поток, который зовется Хохлома.

Этими словами мы и закончим рассказ об искусстве пламенной Хохломы и об эстафете мастерства в хохломском промысле.

Л.В.Шевчук, «Дети и народное творчество»,

Начало книги Л. В. Шевчук «Дети и народное творчество»:

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Adblock
detector