Традиционные сибирские ковры — уникальные произведения народного искусства. Начиная с XVIII столетия искусство тюменского ручного ковроткачества получило широкое распространение во многих деревнях и сёлах Тюменского уезда Тобольской губернии. Единственное в России предприятие, которое производит такие ковры — «Сибирская ковровая фабрика». |
Возможно многие слышали о том, что на юге Тюменской области, а точнее, в Ишиме, существует ковровая фабрика, но немногие знают о ее уникальности: это единственное в Тюменской области, да и в России, предприятие, которое производит шерстяные ковры ручной работы, каждый из которых является в своем роде шедевром.
Традиционные сибирские ковры являются уникальными произведениями народного искусства, так, именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка». Это ковер с длинным ворсом, на котором на черном фоне изображен крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.
В.И. Суриков. «Взятие снежного городка»
Продолжателями древних сибирских традиций ковроткачества сегодня являются 40 человек, работающих на «Сибирской ковровой фабрике». Технология изготовления ковров вручную является очень трудоемкой: один ковер размером 2*3 м 2–3 ткачихи делают в течение 1,5 -2 месяцев, поэтому изделие получается достаточно дорогим — от 10–15 тыс. руб. за кв.м.
Для изготовления тюменских ковров используется только чистошерстяная пряжа и хлопковая основа. Благодаря специальной обработке шерсти, ковры не подвержены моли и остальным вредителям. Если относиться к ковру ручной работы бережно, то он прослужит долго — более 70–100 лет, и может передаваться по наследству, как семейная реликвия. Ковры ручной работы считаются талисманами удачи и процветания, а если они достались по наследству от предков, то еще и представляют собой мощные обереги дома.
«Сибирская ковровая фабрика» работает по двум направлениям: здесь по заказу изготавливают абсолютно любой ковер (например, по детскому рисунку) и поддерживают традиционное искусство, изготавливая ковры с аутентичным сибирским орнаментом — это чаще всего яркие цветы (гибискусы, розы, пионы, маки, шиповник) на черном или белом фоне. Еще один вид исконного коврового рисунка — головы лошадей, потому что раньше ковры применялись для того, чтобы утеплять сани и покрывать коней.
Тюменские ковры стоит воспринимать не только как выставочные экспонаты, живую историю, а как артефакты, которые легко впишутся в любой интерьер и никогда не выйдут из моды. Это подтверждается и тем, что сибирские ковры ручной работы сделали главными героями истории моды в московском глянцевом журнале Elle Deluxe. Также в прошлом году была выпущена книга из серии «Шедевры народного искусства» об истории тюменского ковроткачества, о первооткрывателях и исследователях этого искусства с фотографиями мастериц по районам юга Тюменской области. Кроме этого, сибирские ковры экспонировались на выставках не только в пределах России, но и в Нью-Йорке, Чикаго, где были оценены по достоинству искушенной публикой.
Тюменский народный ковёр — один из самых ярких и самобытных промыслов Сибири, имеет богатые традиции, уходящие корнями в глубь веков. Начиная с XVIII столетия искусство тюменского ручного ковроткачества получило широкое распространение во многих деревнях и сёлах Тюменского уезда Тобольской губернии. Сибирские махровые ковры вскоре стали настолько знамениты, что ими торговали на всех крупных российских ярмарках и даже вывозили за границу.
Тюмень — первый русский город Сибири, был основан в 1586 году на пересечении древних караванных путей и Великой Сибирской водной магистрали, открывающей дорогу к «Студёному» морю (Северному Ледовитому океану). В последующие столетия Тюмень укрепляет свой статус крупного торгового и ремесленного центра, связывающего рынки Европы и Востока. «Местность торговая, почтовая, пароходная, судоходная, обозная, даже промышленная и ремесленная. Предприимчивость и торговый дух жителей — всё к этому, кажется, способствует», — характеризовал город писатель-краевед И. А. Завалишин.
Центром торговой жизни купеческой Тюмени была ежегодная ярмарка, а также оживлённые субботние торжки и базары. В ярмарочные дни на обширный торг стекалось большое количество народа: крестьяне из окрестных деревень и сёл «с разными на продажу издельями», ремесленники, приезжие богатые купцы и торговцы, ямщики и извозчики, «заморские гости» из Китая, Бухары, Самарканда. Наряду с русскими мануфактурными товарами на ярмарке можно было купить и разнообразные восточные ковровые изделия: бухарские длинноворсовые ковры — джульхирсы, кошмы, войлоки, паласы, а также дорогие шёлковые ткани.
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- «Тульские самовары» вскипели от решения Груздева
- Федосеевская игрушка: История и особенности
- Берестяное барокко Владимира Махнюка
- Город Семенов: родина Хохломской росписи
- Народные промыслы: Шуйское мыло в наши дни
- Палехская миниатюра умирает?
- Бедственное положение народных промыслов в России
- Как появилась палехская миниатюра?
- Живые традиции в Южно-Сахалинске
- Народные промыслы: Богородская игрушка
- Народные промыслы : Кузнецы из Пскова
- Народные ремесла Алтая выставляются в Москве и получат 2,8 млн рублей
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Секретное оружие: Хакасский национальный костюм
- Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
- Американский бизнес на русских матрешках