Музей декоративно-прикладного искусства перепрофилированию не подлежит

 Музей декоративно-прикладного искусства перепрофилированию не подлежит

В Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства назначен новый директор — Елена Титова, заместитель прежнего директора Александра Сысоенко. По мнению «Межвузовского иконописного Совета» единственный в России музей прикладного искусства нуждается в защите от коммерческих структур.

Назначен новый директор Музея декоративно-прикладного искусства

Новым директором Музея декоративно-прикладного искусства стала Елена Титова, заместитель прежнего директора Александра Сысоенко. Прежде Елена Титова уже была временно исполняющей обязанности директора после увольнения из музея Маргариты Баржановой.

Сегодня в музее прошло представление нового директора в присутствии сотрудников Министерства культуры и недавно назначенного советника министра по музейным вопросам Василия Церетели. Нынешний директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) Елена Титова пришла в музей вместе с назначенной в 2008 году директором Маргаритой Баржановой и поддерживает созданную еще в те годы концепцию по изменению формата музея и превращению его в музей европейского уровня. Несколько недель назад в блогах были опубликованы сфотографированные страницы новой концепции развития музея, которую готовила Елена Титова: в ней говорилось о том, что в здании усадьбы расположится Национальный музей дизайна, одной из задач которого будет «исследование мировой и российской истории дизайна». Кроме того, музей должен хранить «самобытные традиции российского дизайна» и быть «инструментом патриотического воспитания». Эти формулировки вызвали негодование музейных работников, которые предполагают, что новая концепция развития превратит научное учреждение в коммерческое предприятие Минкульта.

музей декоративно-прикладного и народного искусства

Елена Титова в беседе с корреспондентом “Ъ” рассказала, что сотрудникам на встрече с представителями Минкультуры пообещали проводить в жизнь все нововведения лишь после официального утверждения в министерстве и при помощи экспертного совета, который будет создан из авторитетных в музейном сообществе людей. По ее словам, ближайшие кадровые изменения «предполагают появление специальных людей: в музее может появиться арт-директор или куратор, как в Музее современной истории». Елена Титова считает, что в условиях малого государственного финансирования музею совершенно необходимо «умение зарабатывать деньги», при этом ориентируясь на мнение экспертов, которые помогут доработать концепцию.

По словам нового директора, документы, которые попали на всеобщее обозрение, содержали рабочую, техническую информацию, которая не имеет прямого отношения к тому, что будет происходить в музее в ближайшие годы: «Изменение названия не перепрофилирование, я предложила это как способ привлечения молодежи и образованной публики к коллекции».

Привлечение внимания к коллекции — это действительно то, в чем нуждается многострадальный музей. ВМДПНИ вот уже несколько лет находится на передовой линии борьбы с проводимым Министерством культуры 83-м федеральным законом, который предполагает частичную материальную автономию госучреждений. В 2008 году в музей назначили нового директора Маргариту Баржанову. В прошлом руководительница Хабаровского мясокомбината, депутат Госдумы от СПС и «Единой России», новая директриса должна была оправдать надежды министерства и вывести музей на высокий уровень посещаемости. Однако разработанная ею концепция создания на территории ВМДПНИ Музея еды и прочих развлекательных учреждений для привлечения состоятельной любопытствующей аудитории не получила развития. В 2011 году Маргарита Баржанова была уволена по «несоответствию занимаемой должности» после письма, написанного ее сотрудниками в Министерство культуры, где те жаловались на хамское обращение и на то, что госпожа Баржанова собирается зарабатывать на музее деньги, сокращая научную работу в пользу развлекательных проектов.

Был назначен новый директор — Александр Сысоенко, который понравился коллективу: при нем музей тихо жил своей жизнью, кажется благополучно избежав пугающих перемен. Однако назначение Елены Титовой снова взбудоражило музейное сообщество: многие считают ее ставленницей бывшего директора Маргариты Баржановой и боятся, что те 260–340 млн рублей, которые потребуются на превращение музея в популярное у молодежи и образованной публики место, погубят уникальную коллекцию ВМДПНИ.

При этом новый директор уже, по ее словам, добилась решения застарелой проблемы музея — необходимости делить главный дом усадьбы с филиалом Государственного центрального музея современной истории России музеем «Обретая свободу», который подселили к ВМДПНИ в 1994 году. Теперь, по словам Елены Титовой, уже решен вопрос о том, что «Обретая свободу» выселят и найдут ему равноценное помещение.

Мария Семендяева

***

Единственный в России музей прикладного искусства нуждается в защите от коммерческих структур

Заявление межвузовского иконописного совета по проекту реорганизации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства прислал в  редакцию Русской народной линии председатель «Межвузовского иконописного Совета», ректор ПГИ «Содействие» Петр Олегович Кондратьев. В межвузовский совет входят: ПГИ «Содействие» Свято-Тихоновского богословского университета, иконописная школа прп. Алипия Печерского, иконописная школа Московской Духовной Академии, РПИ святого Иоанна Богослова.

Межвузовский иконописный совет заявляет: «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства хранит уникальную экспозицию, представляющую всю широту этнокультурного разнообразия народов России. Экспозиция музея отражает многовековой опыт мирного сосуществования разных народов и традиционных религий в нашей стране. До октябрьского переворота в здании музея проходили богослужения Русской Православной Церкви. За годы существования ВМДПиНИ в музее собрана уникальная коллекция, многие экспонаты которой представляют культурное достояние общемирового масштаба. В многонациональном российском государстве существование такого музея имеет не только просветительский, но и воспитательный характер».

музей декоративно-прикладного и народного искусства

«Мы отчетливо видим, что особняк с небольшим парком в центре Москвы, в котором расположен музейный комплекс, является лакомым куском для разнообразных захватнических проектов различных структур. Эти проекты объединяет одно — желание уничтожить центр культуры, просвещения и отдыха москвичей, превратив его в коммерческое предприятие. Считаем недопустимыми какие-то бы ни было попытки перепрофилирования данного музея, равно как и создание на его базе бизнес-центра с непрофильными экспозициями, ресторанами и коммерческими организациями», — пишут авторы обращения.

Они призывают государственные власти и общественные организации не допустить ликвидации экспозиции и обратить внимание на многократные попытки и угрозы предпринимателей отобрать у музея здание. «От наших общих усилий сейчас зависит, сохранит ли Москва уникальный уровень просвещения и культуры, который складывался веками. Не дадим превратить нашу столицу в огромный бизнес-агломерат», — говорится в обращении.

ruskline.ru

 Другие статьи на эту тему:

Оцените статью