Елецкие валяльщики валенок осваивают новые промыслы. Богучарский цех сувенирной продукции — последний представитель народно-художественного промысла в Воронежской области. Белгородская искусница провела мастер-класс по редкой технике изготовления поясов. |
Елецкие валяльщики валенок осваивают новые промыслы
Теперь в Ельце из овечей шерсти делают не только древнюю русскую теплую обувь, но и лечебные тонкорунные спиногрейки, и даже наколенники.
С 1 октября в Ельце на местном валяльном производстве начинается зимний сезон. Валяльщикам придется изготовить порядка 4 — 4,5 тысячи пар теплой обуви, которая ценится не только простыми потребителями, но и коллекционерами. Так, елецкие валенки в этом году уезжали не только в северные регионы и страны, но и в Африку, и даже в Австралию. Причем австралийцы, путешествуя по России, сами заглянули в Елец специально ради этого. Обзавелись валенками и звезды российской эстрады, побывавшие в Ельце — Лев Лещенко, Олег Газманов и даже «шоколадный заяц» — Пьер Нарцисс.
Как сообщила начальник производства сапоговаляльной фабрики Ельца Елена Александрова, нынешняя зима по прогнозам синоптиков обещает быть холодной, и, судя по всему, валяльщики без работы сидеть не будут. Кроме традиционных валенок, здесь будут валять и сувенирные, и расшитые-расписные. Кроме валенок елецкий народный промысел осваивает новое шерстяное производство — спиногреек и наколенников.
— Спиногрейки изготавливаются в лечебных целях, из тонкорунной шерсти, — рассказала Елена Александрова. — Их мы также стараемся делать очень красивыми, чтобы не только служили на пользу, но и радовали глаз. Спиногрейки эти в виде тигров, павлин, сов и прочих зверушек. А для людей стращающих болезнями суставов делаем даже наколенники и налокотники из шерсти. Ради нового производства, мы специально посылали на обучение в Санкт-Петербург нашу сотрудницу.
По словам Елены Александровой, желающих заниматься валяльным промыслом в Ельце много. Однако без души, у человека ничего не получится. Поэтому, на валяльном производстве работают в основном семейные династии, уже много поколений. А если и понадобится для такого производства, или, даже скорее промысла, специалист, то его готовят индивидуально. Так, что и валяная продукция, и люди ее изготавливающие, в Ельце «товар» штучный.
***
Богучарский цех сувенирной продукции — последний представитель народно-художественного промысла в Воронежской области
Корреспонденты «Коммуны» побывали на уникальном предприятии. Уникальном, не потому, что в его цехах – суперсовременное оборудование. Нет, оборудование здесь полувековой давности, и продукция совсем не сложная. И в старых помещениях работают всего лишь с десяток женщин.
Уникальность Богучарского цеха сувенирной продукции в том, что он остался, практически, последним представителем народно-художественного промысла в Воронежской области. Все цеха и мастерские, работавшие когда-то в райцентрах, не выдержав пресса рыночных отношений, ушли в небытие. Ушли, унеся из нашей жизни красоту народного искусства.
— Мне нерадостно бывать здесь, — говорит глава Богучара Иван Нежельский. — Вижу, как старается небольшой коллектив выжить, какие чудесные изделия выходят из рук мастериц, но городская администрация и депутаты не имеют возможности помочь им. Нашим мастерам росписи по дереву нужно внимание областных организаций. Без этого может исчезнуть последний островок народного ремесла.
Богучарский лесхоз в советское время был преуспевающим предприятием. Цех стройматериалов перерабатывал в год сотни кубометров древесины, а когда в 1974 году создали ещё и цех сувенирной продукции, то его расписные чаши, ложки всевозможных размеров, детские игрушки на прилавках магазинов не залёживались. Богучарцы отправляли свои яркие деревянные поделки на международные выставки в Англию, Индию, страны тогдашнего социалистического содружества. Одарённость местных живописцев отмечалась бронзовыми медалями ВДНХ.
Нынче времена другие. Лесхоз решил, что сувенирный цех ему не нужен, и теперь художники вынуждены покупать за свои деньги каждую чурку. Это, естественно, повышает себестоимость изделий. Оригинальная штучная работа провинциальных мастеров мало интересует торговые сети Воронежа, а о столичных магазинах и говорить не приходится. Чтобы попасть туда, надо не один «откат» сделать всевозможным хватким и пронырливым менеджерам. Да и кто будет возиться с малыми партиями штучного товара?
Вот директор ООО «Богучарский сувенир» Владимир Польшаков и пытается наладить контакты с торговлей российской провинции и ближнего зарубежья.
Острые, хитро загнутые ножи и овальные стамески вмиг превращают деревянную чурку или брусок в чашку, кружку, салатницу или в свистульку. Потом, покрытые тонким слоем глины, заготовки сушатся в печах. Затем пропитываются тонкими слоями масла (состав его Владимир Польшаков держит в секрете), натираются оловянным или алюминиевым порошком. И вот уже изделие в руках художника. Тонкая кисточка вырисовывает алые гроздья рябины, спелую ягодку земляники, завитки трав и листьев, а на другой салатнице – осенняя листва берёз и кленов.
У художницы Татьяны Ботиенко стаж работы 20 лет, а у Натальи Куницыной — 27. Как надо чувствовать и любить родную природу, чтобы так радостно и ярко-красочно изображать её! Потом изделия покроют лаком и опять отправят в печь для просушки.
В Интернете, на сайте Федерального министерства промышленности и торговли, приводится приказ, согласно которому, 77 предприятиям художественных промыслов в самых разных регионах России будет оказана государственная поддержка. По Воронежской области не обозначено ни одного такого предприятия. Может, в Москве и не знают о существовании богучарских умельцев? Тогда, может быть, областная власть обратит на них внимание?
— Нам бы хоть полмиллиона рублей получить на развитие и поддержку, — говорит директор Польшаков. И в его словах чувствуется затаённая надежда.
***
Белгородская искусница провела мастер-класс по редкой технике изготовления поясов
Пояса, сотканные на бёрдышке, — вещь удивительная. Техникой, пришедшей из глубины веков, в нашем крае владеет редкий мастер. Марина Згинникова ткачество на бёрдышке переняла и теперь обучает старинному искусству подрастающее поколение. В минувший вторник в Белгородском государственном музее народной культуры искусница провела мастер-класс для воспитанников областного реабилитационного центра посёлка Весёлая Лопань.
Более тридцати лет Марина Згинникова работает в Белгородском государственном центре народного творчества. Старший научный сотрудник, специалист по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Марина Ивановна не только исследует фольклор, но и приобретает навыки, которыми владели наши предки, сохраняя и передавая традиции народной культуры подрастающему поколению. Вышивка, изготовление кукол, бисероплетение и, конечно, ткачество на бёрдышке и на дощечках — в этих техниках она достигла мастерства.
— По долгу службы часто езжу по районам области, — рассказывает искусница. — Однажды на красногвардейской земле я встретилась с пожилой женщиной. Именно она показала мне бёрдышко и рассказала, как с его помощью ткёт пояса. Вернувшись домой, тут же попробовала — у меня получилось 3-4 сантиметра. В следующий раз показала ей свой первый опыт. «Правильно ты поняла», — похвалила она.
Бёрдышко — деревянная пластинка, отдалённо напоминающая расчёску, только пошире. По центру проходит линия, в которой проделаны круглые отверстия, а между ними — продольные, они чередуются. Благодаря им заправленные нити делятся пополам: одни оказываются вверху, другие — внизу. А челночок, проходя в центре, образует пояс. Помимо бёрдышка, дощечки и линейки, которая выполняет роль челнока, необходимы нити — шерстяные, полушерстяные, ирис… — и две верёвочки, которыми их завязывают.
Ткать на бёрдышке проще, чем на станке: приспособление, во-первых, мобильно, во-вторых, удобно для детских рук. Ребята берут бёрдышки по ширине своей ладони и создают пояс примерно в 90 нитей. Ткут и на дощечках — такое изделие будет отличаться по толщине.
В музее народной культуры как раз и можно оценить произведения Згинниковой. Рассматриваю пояса: какие они необычные, и двух похожих не найти. И разные на ощупь — один более колючий, другой — помягче. Их украшают узоры преимущественно геометрического характера. По ним Марина Ивановна может определить, какому району пояс принадлежит. Скажем, такой интересный и забавный рисунок, как мышиные ступочки, указывает на традицию ракитянской земли. Мастерица расшифровывает их и старается повторить.
Концы готового пояса оформляются кисточками в виде жгута, косичек, двойных бубенчиков… Конфигурацию определяют некоторые факторы — пол человека, его возраст, количество детей в семье… Женщины носили широкие пояса, мужчины — узкие. Детям они вообще не предназначались — те ходили просто в длинных рубахах. Скромными были пояса подростков. А вот для девушки на выданье изделие пытались разнообразить, как могли. К слову, пояс в сознании наших предков играл важную роль — охранял живот, самую уязвимую часть тела, от вражеского меча, злых духов, сглаза.
Что касается цветов, то они насыщенные: красный, зелёный, белый, синий — пасхальный колорит. Вот легенда, рассказанная Згинниковой… Когда женщина оканчивала пояс, она расстилала его во дворе. И если он был яркий и привлекательный, то даже коровы обходили стороной, чтобы не помять и не запачкать.
При БГЦНТ Марина Ивановна ведёт студию ручного ткачества на бёрдышке для слабослышащих и имеющих проблемы двигательного аппарата детей. Учит ребят плести пояса и вместе с ними участвует в выставках, встречается с музейными работниками и проводит мастер-классы, развивая тем самым народное творчество. В этот раз Згинникова демонстрировала своё искусство ребятам весёлолопанского реабилитационного центра. Они с большим вниманием следили за каждым движением искусницы, а после с удовольствием пытались повторить вслед за ней. Некоторым удалось проткать пару сантиметров. Естественно, процесс вызывает огромный интерес, но также эта техника позволяет разработать пальцы, сосредоточить внимание, выработать аккуратность и усидчивость.
Мастер-класс во вторник открыл цикл мероприятий интерактивно-выставочного проекта «Мастера Белогорья», который реализуется при поддержке Министерства культуры России.
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Бизнес по-алтайски, или Народные промыслы вместо браконьерства
- Народные промыслы: Оренбургский пуховый платок
- Как возникла городецкая роспись
- Фестивали народных промыслов в Туле и в Городце и грант на 4 млн рублей
- Народные промыслы: Городецкая роспись
- Город Семенов: родина Хохломской росписи
- Народные промыслы: Шуйское мыло в наши дни
- Палехская миниатюра умирает?
- Бедственное положение народных промыслов в России
- Как появилась палехская миниатюра?
- Живые традиции в Южно-Сахалинске
- Народные промыслы: Богородская игрушка
- Народные промыслы : Кузнецы из Пскова
- Народные ремесла Алтая выставляются в Москве и получат 2,8 млн рублей
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Секретное оружие: Хакасский национальный костюм
- Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
- Американский бизнес на русских матрешках