На Иссык-Куле в пятый раз прошел фестиваль традиционной кыргызской охоты "Салбуурун". Мужчины-охотники со всей страны собрались у села Тюп, чтобы посостязаться в охотничьем искусстве: умении добывать дичь при помощи лука со стрелами, собак и ловчих птиц. Необычные состязания привлекли немало гостей, многие зрители приехали на фестиваль за сотни километров. |
В Тюпском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана прошли спортивные боевые игры «Салбурун». Об этом сообщил их организатор, председатель Ассоциации любителей национальной охоты Тонского района Алмазбек Акунов.
По его словам, «Салбурун» включает комплексную групповую спортивную охоту кыргызских предков с луком, ловчими птицами и тайганами и проводится с целью возрождения национального охотничьего искусства, которое веками являлось неотъемлемой частью культуры и быта кочевого народа.
«Раньше кыргызский народ вел кочевой образ жизни и вместо походов выходил на салбурун — экзотический спортивный вид охоты, — объясняет Алмазбек Акунов. — Я долго думал, как можно сегодня преподнести народу его национальную традицию в виде спортивного соревнования, и разрабатывал ее систему».
Соревнования проводится в пятый раз. С каждым годом организаторы привлекают на мероприятие все больше зрителей. На «Салбуруне-2011» собрались лучшие беркутчи, лучники, тайганчи из Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской областей и города Бишкека. Мероприятие началось с традиционной общей молитвы и танца шамана перед костром.
В соревнованиях 130 участников различного возраста представили такие виды военно-прикладного искусства, как беркут салу (охота с беркутом), тайган салу (охота с кыргызской борзой), жамбы атуу (стрельба из лука). «В дальнейшем для участия в соревнованиях пригласим представителей южных регионов республики и Казахстана», — говорит Алмазбек Акунов.
Опытные беркутчи, заводчики кыргызских охотничьих собак — тайганов и лучники северной части республики показали многотысячной аудитории свое мастерство и навыки питомцев.
Самый зрелищный этап фестиваля — это травля волка собаками кыргызской породы — тайганами. Сейчас в стране говорят о необходимости ее сохранения. Из-за неразборчивого скрещивания тайганы стали вырождаться, и порода кыргызской борзой стоит на грани исчезновения. По многовековой традиции тайганов не продают и не покупают, а только дарят. Они — первые помощники кыргызских кочевников.
Следующий этап фестиваля — охота с беркутами. Руслан — самый молодой беркутчи на этом мероприятии. Своего питомца нашел раненым в горах. После того как удалось выходить искалеченную птицу, твердо решил стать охотником. Охотники ходят с беркутом на крупную дичь — лис и даже волков. Старые беркутчи рассказывают, что в голодные годы одна птица могла прокормить целое село.
По материалам 24kg.org
Справка
У кочевых народов Центральной Азии, главным образом казахов, киргизов и монголов, беркут используется в качестве ловчей птицы для охоты на лисиц-корсаков, зайцев, иногда волков, сайгаков и джейранов.
Традиция охоты с беркутом имеет очень древнюю историю — об этом, в частности, свидетельствуют наскальные рисунки (петроглифы), найденные на территории Монголии и относящиеся к андроновскому периоду бронзового века (XVI—XIV вв. до н. э.). Потомственные охотники, называемые беркутчи или кузбеги, учатся с детства и секреты мастерства передают из поколения в поколение. Обычно начинающий охотник вначале учится управлять перепелятником и чеглоком, затем пытается приручить тетеревятника, балобана, сапсана или кречета. Только после этого человеку доверяют обучение более крупного, сильного и опасного беркута, всегда под наблюдением более опытного наставника. У казахов каждая птица в зависимости от возраста имеет своё оригинальное название: годовалая — балапан, двухлетняя — кантубит, трёхлетняя — тырнек, 4-летняя — тастулек, 5-летняя — музбалак, 6-летняя — коктубит, 7-летняя — кана, 8-летняя — жана, 9-летняя — майтубит, 10-летняя — баркын, 11-летняя — баршин, 12-летняя — шогел. На дрессировку беркута уходят месяцы и даже годы.
Как правило, к охоте приучают молодых, но уже летающих орлов. Процесс ловли дикой птицы занимает один — два дня: охотник расставляет сеть с приманкой (например, голубем или кекликом) в местах, где охотится птица. Пойманного беркута несколько дней морят голодом и бессонницей. Охотник неотлучно находится рядом с птицей, разговаривает с ней, играет на домбре. Затем дрессируют на кормление с руки. Поначалу дикий орёл не принимает пищу от человека и часто на него бросается, однако спустя время привыкает и становится более послушным. Следующий этап — травля на приманку с набитом соломой чучелом лисицы, привязанном на длинную верёвку (в прежние времена тренировались с живой собакой). Голодную птицу выносят на улицу с надетым на голову кожаным колпачком — томага (или клобучком), и снимают его в присутствии жертвы. Накинувшейся на добычу птице не дают растерзать её, но награждают куском мяса. Беркута также приучают к седлу, вывозят с хозяином в степь, дают привыкнуть к постоянному покачиванию и цокоту копыт. Особый момент — дрессировка на возврат к руке охотника. После долгих уроков беркут бывает готов к охоте и вместе с тем настолько привыкает с своему хозяину, что более не стремится улететь от него.
Охотятся зимой с лошади, обычно утром или вечером. Беркута не держат на весу подобно лёгким соколам, а усаживают впереди беркутчи на лошадь. К выступающему изгибу седла, луке, крепится специальная подпорка с перекладиной, на которую кладётся одетая в толстую и длинную кожаную перчатку рука всадника, а сверху на неё усаживается птица. Надетый на глаза кожаный колпачок с бубенцами даёт беркуту ощущение ночи и не отвлекает на дорогу, кожаные ремешки и поводок не позволяют взлететь раньше времени. Приметив дичь, охотник с тревожным криком ослабляет путы, сбрасывает с головы беркута колпачок и подталкивает вверх. Взлетевший орёл с необыкновенной быстротой нападает на преследуемое животное, вцепляется в него когтями, бьёт крыльями, долбит клювом голову, либо перекусывает горло. Подскакивая, охотник уговаривает птицу отпустить зверя, ласково разговаривая с ним и награждая куском мяса. Приняв добычу, беркутчи тут же снимает с него шкуру, а птице снова надевает на глаза колпак, стягивает ноги путами и сажает её на седло.
Фото: Бахыт Карнакбаев
Охота с беркутом на зайцев и лис является достопримечательностью Средней Азии. Недавно в Казахстане прошел республиканский турнир по национальному виду спорта среди беркутчи, посвященный 20-летию Независимости Казахстана. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков. Соколиная охота была всегда популярна среди правителей Казахстана. Наездник с хищной птицей, сидящей у него на запястье, давно стал символом азиатских степей. При советском режиме охота считалась элитным занятием, и власти пытались препятствовать ее распространению. Однако после того, как Казахстан получил независимость 13 лет назад, интерес к охоте в стране стал расти. Сегодня в Казахстане насчитывается около 40 официально зарегистрированных сокольничих. Многие казахские охотники живут в соседней Монголии.
Энциклопедию ловчего на нашем сайте можно посмотреть здесь >>>
Другие статьи на ту же тему:
- Охота с беркутом в Казахстане (ВИДЕО)
- В небе пернатый охотник
- Соколиная охота: Всероссийские состязания ловчих птиц по голубю
- Праздник Охоты с ловчей птицей "Апрель-2011"
- Салбурун 2011
- Сонар — 2011 прошел в Алматинской области
- Во имя Беркута, Тазы и Алабая. АЗИАДА 2011
- Кусбеги — Высший Знаток Птиц
- Беркута купить нельзя — у него один Хозяин
- Лучший Беркутчи Казахстана — 16-летний Сырым Тилеу
- Догони-убей! Так переводится имя Тайгана. Салбуурун 2010
- Последний охотничий Фестиваль 2010 года
- Ынтымак — охотничий фестиваль в Кыргызстане
- Кыргызские Тайганы и Монгольские Беркутчи
- Беркутчи и тайганчи в очередной раз провели Салабурун на берегу Иссык-Куля