Главная / Статьи / Дети и народное творчество: обучение искусству росписи деревянной игрушки

Дети и народное творчество: обучение искусству росписи деревянной игрушки

Дети и народное творчество:  обучение искусству росписи деревянной игрушки

Каждому ребенку интересно, как делают игрушки. В Семенове будущих мастеров народных промыслов педагоги художественной школы и межшкольного учебно-производственного комбината начинают обучать с 4 класса. Л.В.Шевчук  в книге «Дети и народное творчество» пишет об обучении детей искусству росписи деревянной игрушки.

Обучая детей искусству росписи деревянной игрушки, Луиза Геннадьевна Бодехина прежде всего воспитывает в них чувство гордости мастерством дедов и отцов, развивает у детей фантазию. Своих воспитанников художница частенько приводит в Семеновский музей кустарно-художественных изделий, где они знакомятся с историей семеновской игрушки. А в истории этой много интересных страниц. Знаменитые деревообрабатывающие художественные промыслы Нижегородской губернии — корабельная и домовая резьба, хохломская роспись, ложкарный промысел, Городецкая резьба и роспись — определили высокий уровень народного искусства в крае, выковали крепкие потомственные кадры мастеров.

Прежде всего Луиза Геннадьевна объясняет детям, что создание предметов декоративно-прикладного искусства — трудоемкий и многоэтапный процесс. Художнику-прикладнику требуется множество прикладных знаний и навыков, без которых задуманное им не может быть реализовано. Между замыслом и исполнением здесь лежит длительный и сложный технологический процесс.

На первых уроках Луиза Геннадьевна образно и увлекательно рассказывает детям о значении цвета в искусстве. Один и тот же предмет, по-разному окрашенный, вызывает у нас разные чувства. Цвет может значительно изменить не только внешний вид предмета, но и его видимый объем. «Ровные мягкие цвета могут сглаживать слишком строгие линии и резкие объемы», — поясняет своим ученикам Л. Г. Бодехина.

Особый разговор ведет Л. Г. Бодехина со своими учениками о красном цвете, как о наиболее любимом художниками. Красный цвет — символ тепла и солнца — мог означать и другое: он символизировал и красоту, и образ положительного героя. «Красный» означает и хороший, и красивый, и доб.рый. Эта характеристика в народном искусстве близка по своей природе устойчивым эпитетам в фольклоре: «красное солнышко», «красная девица», «красное крыльцо», «красный угол» в избе.

Со временем принцип окрашивания в красный цвет во многом потерял связь с первоначальной смысловой основой и приобрел, как в сказке, песне или былине, характер традиционного любимого художественного приема, имеющего уже только эстетическое значение. Однако существует и другая точка зрения, высказанная профессором В. М. Василенко, что в древности эстетическое значение красного цвета было предельно могущественным, а в игрушках XIX—XX в., окрашенных в красный цвет, он все же не был только эстетическим, но по-прежнему мыслился как солнечный. Несомненно то, что красный цвет, обладающий сильным эмоциональным воздействием, активно формировал художественный образ в русской народной игрушке и повышал ее декоративность.

Затем Л. Г. Бодехина рассказывает детям об орнаменте, который получил наибольшее распространение именно в декоративно-прикладном искусстве, и представляет собой, говоря словами В. Н. Мухиной, «ритмическое оживление поверхности», о связи между формой, материалом, цветом изделия и орнаментом. На занятиях Л. Г. Бодехина идет от простого к сложному. В четвертом классе после посещения музея народных промыслов и знакомства с историей семеновской игрушки педагог приводит учащихся в учебные мастерские, где стоят шкафы, сверху донизу заполненные деревянными игрушками, сделанными руками детей. Глаза детей загораются, а Луиза Геннадьевна обещает: «В конце первого учебного года вы, если очень захотите, сами будете создавать подобные игрушки».

После того как учащиеся займут места за удобными столами, освещенными лампами дневного света, учительница расскажет им о соблюдении правил по технике безопасности на рабочем месте, продемонстрирует лучшие работы учащихся.

роспись матрешки

На следующих занятиях дети работают на бумаге — карандашом рисуют матрешку. Постепенно рисунок матрешки усложняется: сначала школьники рисуют руки без пальчиков, затем — с пальчиками, глаза — точки, сложные глаза — с веками и ресницами. Наконец, и весь контур матрешки воспроизводится на бумаге. Из урока в урок Луиза Геннадьевна учит детей рисовать по-своему, рассказывает им о том, что главное и в профессиональном и в народном искусстве — найти себе, свой почерк, свой стиль. У Л. Г. Бодехиной учатся дети среднего школьного возраста. Это период, когда формируется мировоззрение ребенка, обогащается его духовный мир, усложняется мировосприятие. Ребенок, если можно так выразиться, начинает «видеть» полутона. На этом-то этапе Луиза Геннадьевна считает чрезвычайно важным, чтобы развитие детей шло в направлении развития образного мировосприятия — от простейших, основанных на зрительном впечатлении представлений о предметном мире к более глубокому проникновению в его суть. Важно научить ребят видеть не только занимательное, интересное в окружающем их мире, но и его красоту: в строении предметов, пропорциях, в созвучии их формы и материала, в согласованности формы, объема, цвета. Другая задача — обогащение изобразительных и выразительных возможностей ребенка. И наконец, надо помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять эстетическую значимость отдельного предмета.

Пятиклассники учатся, как приготовить грунт, как накладывать его на изделие, затем рисуют контур матрешки уже на полуфабрикате.

В седьмом классе осваивают декоративную роспись, овладевают свободным кистевым мазком: украшают своих кукол букетами цветов, на плечи им «набрасывают» расписные шали. И так, от простого — к сложному, постигается весь процесс создания матрешки. Примерно по такой же программе, только в более сжатые сроки, школьники обучаются росписи матрешек на учебно-производственном комбинате.

роспись матрешки

Из урока в урок Луиза Геннадьевна учит своих воспитанников внимательно и пристально вглядываться в жизнь, всячески развивает у детей образное видение, учит видеть их глубоко и всесторонне, а не поверхностно. И многое из увиденного и прочувствованного попадает затем в творческую «копилку» юных художников и в нужный момент возникает в сознании.

Найти себя и остаться самим собой — как просто и ясно! Кажется, что кого-кого, а себя-то мы знаем хорошо. И тем не менее найти собственное место и свой путь в искусстве очень нелегко, нередко зто требует всей творческой жизни. Индивидуальную манеру нельзя взять извне, механически заимствовать. Такой искусственно присвоенный «почерк» всегда выдаст себя, как одежда с чужого плеча.

Конечно, ни один художник не может миновать воздействия искусства прошлого и настоящего. Подобное воздействие и неизбежно, и плодотворно. Но нельзя забывать, что мастера старшего поколения искали в первую очередь не технику исполнения, а свой путь в понимании и толковании образов, общественных, нравственных и художественных идей.

Много лет работая с детьми, Луиза Геннадьевна заметила, что каждый ребенок изображает то, что привлекло его внимание, поразило воображение, и, даже фантазируя, стремится через изображение выразить свои эмоции. Ему по самой его детской природе чуждо бездумное копирование. Мир разнообразен. Он так ярок и наполнен, что, кажется, можно утонуть в обилии материала, который щедро предлагает художнику сама жизнь. И многое представляется достойным изображения, захватывающим.

Особенно детей влечет поэтический мир сказки, который находит яркое воплощение в их творчестве.

Я не раз внимательно вглядывалась в игрушки воспитанников Л. Г. Бодехиной. Передо мной было массовое творчество детей. Детей было много, и труд каждого из них что-то прибавлял к представлению о творчестве мастеров семеновской игрушки. Вариантам не было конца. Встреча с новым юным художником и его творением означала встречу с еще новой гранью, маленькой гранью детской сказки. Но новизна не противоречила всему, что я прежде видела на стендах Семеновского музея, в объединении по производству сувениров,— она словно вытекала из того, что было сказано прежде другими, и расширяла понятие о высказанном, раздвигала рамки возможного.

Передо мной прошли сотни матрешек, расписанных детьми. И все они были выполнены в семеновской традиции, в каждой из кукол жила светлая гармония простодушно-радостного народного искусства.

Когда дети хорошо освоят свободную манеру кистевого мазка, Луиза Геннадьевна разрешает им работать над созданием и сувенирных токарных игрушек. Порой при создании таких игрушек выразительность обобщенного образа и пластику формы дети подменяют излишней дробностью токарных изделий, иногда отходят от традиционных кистевых приемов росписи. Но педагог это не пресекает. «Пусть фантазируют», — говорит Луиза Ген-надьевна.

Так и родились на свет герои любимой детской сказки «Кошкин дом»: кокетливая франтиха-кошка в красной юбке и такой же широкополой шляпе, в нарядной кофте с пышным жабо, с букетом цветов в руках (автор Галя Черняева, шестой класс). Эта же юная художница просто и скромно одела дворника — кота Василия: на нем красная рубашка, фартук, в руках—метла, на голове — черная кепочка. А маленькие круглоголовые крутолобые котята кажутся смешными и беззащитными. Их трое, и каждый из них хорош по-своему, создавали их разные художники.

«Иван да Марья» — так назвала своих героев Лена Ежова. В фигуре Марьи есть намек на покатые плечи, на неспешную легкую поступь и горделивую осанку. Стоит такая Марья, нежная и хрупкая, удивленно смотрит на мир широко распахнутыми глазами с длинными ресницами, и в них застыли удивление и ожидание счастья. Сомкнутые губы чуть улыбаются. На голове у Марьи — венок из полевых цветов, одета она в вышитую блузку-безрукавку, клетчатую юбку — все просто и разумно, как в обычном крестьянском наряде.

Иван — высокий и статный, в русской рубашоночке, в задорной кепчонке. Надежный друг и защитник.

В каждой детской игрушке выступает большое эмоциональное напряжение, внутренняя жизнь юных авторов, их симпатии и  антипатии. Особенно ярко это проявилось, когда дети создавали образы к своей любимой «Сказке о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его верном слове». Отважен и смел Мальчиш (Молчанова Галя, пятый класс). Его маленькая фигурка решена просто и выразительно. Огромная с отцовской головы буденовка с красной звездой словно поднимает его над землей, над толстым, приземистым Буржуином в черном костюме и черной шляпе. Шестиклассница Ира Пряничникова не жалеет для Буржуина черной краски. На толстом одутловатом лице — большой нос, перекошенный рот, злые глаза за стеклами очков. В роспись этой фигурки Ира вложила всю ненависть и презрение, которое она испытывает к Буржуину.

роспись матрешки

Передо мной прошло множество игрушек, созданных детьми,— все куклы разные, и одна интересней другой: то это были горделиво-самодовольные красавцы-испанцы в широкополых шляпах, то сосредоточенные, углубленные в себя скромницы матрешки. Сюжеты были решены художественно, игрушки — новы и свежи, хотя, естественно, в них было много и наивного.

Когда в 1979 г. воспитанники школы № 6 представили на ВДНХ пятнадцатиместную матрешку, каждая кукла которой была одета в национальный костюм одной из союзных республик, то жюри присудило им бронзовые медали ВДНХ. Девять юных токарей под руководством мастера Н. П. Крылова по эскизам юных художниц выточили на станках 15 тонких кукол, одна в одну. Матрешек одели в нарядные платья. В руках у них были букеты цветов. В каждой игрушке присутствовал какой-то свой новый штрих к пониманию жизни, красоты природы, все это выражалось с детской непосредственностью и свежестью. Наставники юных художников Луиза Геннадьевна Бодехина и Николай Петрович Крылов в том же 1979 г. были удостоены бронзовых медалей ВДНХ.

Надо сказать, что «условный язык» этих ребячьих поделок (ведь у всех деревянных кукол нет ни рук, ни ног, но благодаря тонким переходам токарной формы, развитию узора на одежде игрушек они словно живые) близок и понятен детям. Своих деревянных кукол учащиеся школы № 6 охотно дарят воспитанникам детских садов, отправляют посылки со своими работами в разные города страны, где в школах есть кружки по изучению народного творчества.

Развитие способностей реб’енка, воплощение и восприятие нравственных идей в художественных образах служит важным шагом в формировании его личности.’ Изобразительная деятельность является средством познания и самого себя, и других.

Полноценное восприятие и эстетическое переживание произведений народного творчества обогащает внутренний мир каждого ребенка, дает почувствовать детям общность их взглядов, солидарность, убыстряет процесс взаимоузнавания детей в коллективе, помогает раскрываться каждому — так считает Л. Г. Бодехина.

В любом классе есть дети, которые очень любят рисовать, что-то создавать своими руками и на уроках и во внеурочное время. Анализ их работ и характер высказываний на уроках, восприятие произведений народного творчества показывают глубину и богатство их взглядов на окружающий мир, разнообразие творческих замыслов. Важно также и то, что своим творчеством, своими фантастическими и интересными по содержанию игрушками, выражающими народный дух, дети множат и продолжают художественные и технические традиции своего края.

В школе № 6 токарному делу мальчиков обучает Н. П. Крылов, а в учебно-производственном комбинате этот предмет преподает классный токарь объединения по производству сувениров Е. Ф. Емелин. Народные умельцы не только знакомят своих воспитанников с устройством токарного станка и уходом за ним, но и обучают приемам работы на стайке, раскрывают тайны дерева, постигнув которые можно научиться создавать радующие человека вещи. Мастерству токаря в школе № 6 и в УПК ребят обучают по программе, близкой по своему содержанию к той, по которой готовят кадры токарей в Семеновской художественной профтехшколе.

Вот так передают молодым эстафету народного творчества в Семенове, где живут и творят тысячи народных мастеров: из немногочисленного населения городка 5 тысяч человек занимаются художественной обработкой дерева, т. е. каждый пятый житель города — художник, а если прибавить сюда юных, то получится больше.

Л.В.Шевчук, «Дети и народное творчество»

Начало книги Л. В. Шевчук «Дети и народное творчество»:

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Adblock
detector