Подмосковные власти потратят 150 млн рублей на актуализацию народных промыслов. На Колыме появится новый этнокультурный центр. В селе Алеховщина возрождают древние традиции оятской керамики. В Хабаровске пройдет выставка мастеров народных промыслов Якутии. Народные ремесла – гордость Белгородской области. Творческие люди Приморья раскрывают секреты народных ремесел. |
- Подмосковные власти потратят 150 млн рублей на актуализацию народных промыслов
- На Колыме появится новый этнокультурный центр
- В селе Алеховщина возрождают древние традиции оятской керамики
- В Хабаровске пройдет выставка мастеров народных промыслов Якутии
- Народные ремесла – гордость Белгородской области
- Творческие люди Приморья раскрывают секреты народных ремесел
Подмосковные власти потратят 150 млн рублей на актуализацию народных промыслов
Подмосковные власти озаботились актуализацией местных народных промыслов. Как рассказал газете "Известия" министр культуры Московской области Антон Губанков, в регионе будут организованы показы модной одежды по мотивам гжели, стилистика федоскинской миниатюры ляжет в основу нового балета, а фестиваль матрёшек проведут в международном масштабе.
По словам Губанкова, власти готовы на софинансирование негосударственных проектов в этой сфере. Всего, согласно программе "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013–2015 годы" на народные промыслы выделено 150 млн рублей. Как записано в документе, эти проекты должны послужить повышению толерантности в обществе и патриотическому воспитанию детей и молодёжи.
Не согласны с чиновником специалисты по ребрендингу. По мнению члена Гильдии маркетологов Николаса Коро, подмосковным властям лучше заняться развитием туристических городков, отелей и ресторанов, расположенных в местах традиционных промыслов.
Скептически отнеслась к планам подмосковных властей модельер Оксана Ярмольник: "Народные промыслы хороши на традиционном материале. Одежда по мотивам гжели — это трата времени, она никому не будет нужна".
Тем временем, некоторые деятели культуры полагают, что инициатива подмосковных властей может принести пользу и сделать традиционное искусство модным. Так, член комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия Андрей Дементьев уверен, что актуализации и ребрендингу стоит подвергнуть также традиции павловопосадской платочной мануфактуры, богородской резной деревянной игрушки и хотьковских изделий резьбы по дереву.
С похожей инициативой уже выступали московские власти. В конце августа 2011 года в Москве появилось несколько общественных туалетов, расписанных под хохлому.
***
На Колыме появится новый этнокультурный центр
Там подобные базы сохранения традиционного образа жизни работают в местах проживания коренных северян — Омсукчане, Гижиге, Эвенске и Сеймчане. Центр станет пятым по счету в Магаданской области.
Новоселье в Тауйске отпразднуют в следующем году, рассказали в пресс-службе областной администрации. Уже подписано постановление о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ "под ключ". В дальнейшем на базе центра, который создают для поддержания национальных культур и ремесел, откроют этнографический музей.
Работа идет в рамках областной целевой программы "Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, на 2010-2018 годы". В ней на строительство этнокультурных и досуговых центров в местах традиционного проживания аборигенов предусмотрено более 60 миллионов рублей.
Кстати, в регионе живет около шести тысяч представителей коренных народов Севера. Самые многочисленные из них — эвены, коряки, юкагиры и камчадалы. К Камчатке камчадалы не имеют отношения: так на Колыме называют потомков русских старожилов, поселившихся с самого начала освоения края в XVII веке и смешавшихся с местными жителями.
Мнение: Николай Дудов, губернатор Магаданской области:
— Как показывает практика, фольклор, ремесла, устное и письменное творчество лучше всего развиваются там, где коренные северяне занимаются исконными промыслами: оленеводством, охотой, рыбалкой. Сейчас, конечно, они используют достижения научно-технического прогресса, от вездеходов до спутниковых телефонов. Несмотря на это, у молодых представителей малочисленных народов сохраняется интерес к истории и обычаям своих предков. Наша задача — не дать ему угаснуть.
***
В селе Алеховщина возрождают древние традиции оятской керамики
Производство традиционной оятской керамики, известной во всем мире, пытаются сохранить в Лодейнопольском районе. Свое название хрупкая глиняная промышленность получила от реки Оять, протекающей неподалеку от села Алеховщина. После пожара коммерческое производство керамики приостановилось. Но сейчас глиняный промысел снова возрождается с помощью младшего поколения. Дарина Жежелева проследила весь путь создания горшочка из глины.
Здесь, в Центре возрождения ремесел, все по-настоящему — старинному. Заниматься, по возможности, стараются в традиционных костюмах. А пока руки творят — голова запоминает предания вепсов и их язык. Алеховщина — одно из немногих мест, где еще живут представители этой народности.
Оятская керамика — народный промысел, который здесь, в Лодейнопольском районе, существовал столетиями. Пока не случилось несчастье.
Павел Ермолаев, директор Лодейнопольского детского Центра эстетического развития:
«В 2005 году в Алеховщине случился пожар. И он уничтожил важное для района производство, оятскую керамику. Все были этим очень расстроены, думали, что же делать, как же возрождать промысел. И вот Комитетом по культуре администрации района была поставлена задача о возрождении оятской керамики».
В местном Центре возрождения ремесел мастера, которые раньше работали на заводе, начали обучать детей хрупкому глиняному творчеству. Сейчас занимаются уже 60 ребят. И дело не только в сохранении традиций. Есть и вполне современный смысл. Дети, которые овладели искусством оятской керамики, всегда заработают на кусок хлеба, уверены педагоги.
Людмила Иванова, руководитель Центра возрождения ремесел села Алеховщина:
«Кто занимается отлично, тот себе всегда место найдет. Они в музыкальную школу ходят, в танцевальную. А те дети, у кого самооценка занижена, большая часть детей таких именно к нам ходит. Потому что глина, прежде всего, расслабляет ребенка».
У оятской керамики множество особенностей, по которым специалист сразу узнает изделие. Основная — округлость поделки. А еще — верность традиционной народной игрушке.
Людмила Иванова, руководитель Центра возрождения ремесел села Алеховщина:
«Вот такой горшочек и он круглый. И нанесены сюда символы, которые не спутаешь ни с чем. Полоски — это дорога жизни, мы защищаемся от зла. А вот знак, который расшифровывается как наша вселенная. Мастер должен только какую-то одну деталь показать и озвучить, что это олень. Я закрою вот так голову и не узнать, что это за игрушка. А открою и покажу, и вы сразу поймете, что это олень. Это самое трудное и самое основное в народной игрушке».
Традиции надежно хранятся в музее. Здесь предметы, рассказывающие о ткачестве, рыболовстве, добыче жемчуга, о легендах и истории вепсов. Но центральное место — занимает оятская керамика. И рядом с многовековыми горшками — уже стоят новые. А значит, старинный промысел продолжает жить.
***
В Хабаровске пройдет выставка мастеров народных промыслов Якутии
В рамках Дней культуры и искусства РС(Я) с 12 по 14 сентября в Хабаровске пройдет выставка «Сокровища Якутии», в которой примут участие НХМ им. Габышева, музей им.Ярославского и Центр народного искусства Дома дружбы народов им. А. Кулаковского.
Частью экспозиции станут работы мастеров декоративно-прикладного искусства Якутии; всего педполагается представить около 90 работ мастеров из 8 улусов республики.
В экспозиция — национальное шитье и национальная одежда, резьба по дереву, обработка бересты, плетение из конского волоса, косторезное искусство, ювелирные изделия и кузнечное ремесло.
Среди экспонатов выставки работы мастера-костереза И. Акимова: украшения и даже комплект женской одежды из кости мамонта, которые были представлены на фестивале косторезного искусства, проходившем во время МСИ «Дети Азии» и вызвали большой интерес; ювелирные изделия из мельхиора и латуни И. Колесова. Его работы также хорошо известны в Якутии и пользуются большим спросом, среди них мужской пояс с ножнами, национальные женские головные уборы, браслеты и другие украшения.
В составе делегации Якутии в Хабаровск отправятся мастера народных промыслов М. Рехлякова — мастер плетения из конского волоса, член Союза художников России из Намцев, косторез А. Винокуров и мастер по национальному шитью Т. Шишигина из Якутска, которые проведут мастер-классы для всех желающих.
Еще одной «жемчужиной экспозиции» обещает стать коллекция хомусов И. Христофорова. Его изделия известны своей необычностью: среди них есть мини-хомус длиной всего 1 см.; брошь и серьги в виде хомуса; двухязычковый хомус и даже электронный хомус. Особенностью всех этих изделий является то, что все они звучат, то есть являются полноценными инструментами. Не случайно И. Христофорова называют якутским Левшой.
10 сентября все экспонаты выставки отправятся в Хабаровск грузовым наземным транспортом, участники отправятся на поезде.
***
Народные ремесла – гордость Белгородской области
Качественно расширить ассортимент потребительского рынка нашего региона возможно за счет ремесленной продукции. Об этом заявили участники выездного совещания департамента экономического развития области, что прошло в Ракитянском районе. Изделия, созданные руками местных умельцев, вполне заслуженно становятся брендом Белгородчины и, к тому же, позволяют получать дополнительный доход самим мастерам.
Со спросом на сувенирную продукцию в Ракитянском районе проблем нет. Как и с его предложением. Только на базе местного ремесленного двора трудятся 83 мастера декоративно-прикладного творчества. Наладить сбыт их продукции удалось за счет охвата территории. Сувенирные лавки есть даже в небольших и самых отдаленных населенных пунктах района, ассортимент каждой – около 200 видов всевозможных поделок. Растет прибыль и за счет мобильности передвижных ларьков. Сейчас городки мастеров – непременный атрибут многих праздников районного и областного масштаба. Для покупателей это приятный сувенир, для умельцев – источник дополнительного заработка.
Помимо практической пользы в развитии местных промыслов ракитянцы видят и духовную миссию – сохранение традиций предков. Бережное отношение к своим историческим корням вкупе с предпринимательской жилкой – это перспективный путь развития потребительского рынка района, считают в департаменте экономразвития.
– В Ракитянском районе эту тему глава поставил как одну из наиболее актуальных. А когда позиция руководства района такова, то тема развивается, создаются модельные дома, кружки по интересам. Когда этому уделяется внимание, развитие направления идет гораздо быстрее, – отметил Олег Зубов, заместитель начальника департамента экономического развития области, начальник управления по развитию потребительского рынка.
Помимо моральной есть и материальная поддержка: значительные суммы местные власти вкладывают в приобретение материалов – это примерно четверть от стоимости готовой продукции, чистая прибыль делится между домом ремесел и мастером в пропорции один к двум соответственно. Тем не менее, экономическая эффективность таких вложений еще не так высока, как хотелось бы.
– Прибыль за 2011 год у нас составила 25 тысяч рублей. За семь месяцев этого года она составила 41 тысячу – это то, что мы реализовали через сувенирную лавку. Но заказы для наших мастеров поступают и напрямую, также они реализуют свою продукцию на выставках, форумах, ярмарках. Сумма, которую я назвал, условная, на самом деле она значительно больше, – рассказал Владимир Воробьев, первый заместитель главы администрации Ракитянского района по стратегическому развитию.
Опыт ракитянцев стоит взять на вооружение, делают вывод участники совещания. Культурная составляющая экономики района – это все-таки нечто большее, чем статья дохода местного бюджета.
***
Творческие люди Приморья раскрывают секреты народных ремесел
Творческие люди Приморья раскрывают секреты народных ремесел Изделия из соломы, бересты, натуральных камней. Все это и многое другое можно увидеть на выставке-ярмарке в краевом центре народной культуры.
Центр народной культуры в эти дни стал площадкой, где творческие люди рассказывают о традициях и секретах народных ремесел. Поэтому и название у этого проекта «Приморье — край мастеровой». Авторы говорят, что идеи витают рядом. Иногда вдохновляет сама природа. Вот береста, — уникальный материал для импровизации.
Елена Галямова, мастер по бересте, г. Находка: «Бывает просто лежит кора, сохнет. Через месяц подошёл, перебираешь — раз, что-то нашёл. Просто не знаю, с другой стороны посмотрел, с другого ракурса».
Несмотря на то, что большинство изделий предназначены для использовния в быту, мастера постарались сделать их неповторимыми. Вот, например, на обычном кусочке мыла изображён мост через Золотой Рог. Бижутерия, вышивка, игрушки, керамика — всего здесь около тысячи работ.
Елена Горбова, корреспондент: «Эти кувшинчики на подвесках сделаны из глины. Чтобы форма получилась ровной, мастера используют гончарный круг. В древней Руси хозяйки насыпали в них разные крупы и вешали на кухне. Сувенир считался символом достатка».
О современных тенденциях тоже не забывают. Тем более, саммит пришёл. Искусство восточных соседей сейчас, что называется, в тренде. Технологии азиатских соседей приморские мастера осваивали по книгам и интернету. Что-то добавили от себя. В итоге, пейзажи в технике корейского квиллинга получились явно с русским настроением.
Татьяна Баскакова, специалист Приморского краевого центра народной культуры: «Сохраняем наверное и развиваем декоративно-прикладное искусство и ремёсла, которые у нас, так скажем, широко представлены в Приморском крае».
Выставка уже открылась. Но мастера ещё будут дополнять её новыми работами. Любоваться изделиями народных ремесел можно до 20 сентября.
Другие статьи на тему Народные ремесла:
- Золотая Хохлома: Возникновение школы художественной обработки дерева
- Детям о русских народных промыслах: Тайна хохломского «золота»
- Детям о русских народных промыслах: История хохломской росписи
- Белорусский музей и слуцкие пояса за $180 тыс.
- Волгоградский левша собрал уникальный деревянный автомобиль
- Открытие новых музеев: Музей гончарного дела, Музей баклуши и «Рыбацкая стоянка»
- Народные промыслы: Шуйское мыло в наши дни
- Палехская миниатюра умирает?
- Бедственное положение народных промыслов в России
- Как появилась палехская миниатюра?
- Живые традиции в Южно-Сахалинске
- Народные промыслы: Богородская игрушка
- Народные промыслы : Кузнецы из Пскова
- Народные ремесла Алтая выставляются в Москве и получат 2,8 млн рублей
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Секретное оружие: Хакасский национальный костюм
- Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
- Американский бизнес на русских матрешках