Павлопосадские шали, народные промыслы и школьная форма

Павлопосадские шали, народные промыслы и школьная форма

Фестиваль «Павловопосадские шали – символ России». В Ненецком музее покажут предметы Саамского рукоделия.  Туляки получили «культурные» гранты. Липецкий музей возрождает мураевенскую вышивку. Барнаульцев приглашают на ярмарку народных промыслов. В винницкой школе детская школьная  форма — вышиванка.

Фестиваль «Павловопосадские шали – символ России»

15 сентября 2012 года в рамках осенней павловопосадской ярмарки состоится фестиваль-карнавал «Павловопосадские шали – символ России», на котором организаторы мероприятия объявят победителей многочисленных конкурсов.

Фестиваль «Павловопосадские шали – символ России»

В этом году инициатор фестиваля Павловопосадский историко-художественный музей, продвигая три бренда (знаменитые павловопосадские платки и шали, сказочный бренд «Кошка в Павловском Посаде» и экологический бренд – красная рябина), разработал насыщенную конкурсную программу. Вниманию участников карнавала в праздничном шествии будут представлены работы целого ряда различных конкурсов:

  • Конкурс на лучшее оформление предметов быта с использованием павловопосадского платка;
  • Конкурс на лучшее оформление аксессуаров одежды и кожгалантереи;
  • Конкурс лоскутной техники;
  • Конкурс сказочного бренда «Кошка в Павловском Посаде»;
  • Конкурс «И такой родной огонь рябины»;
  • Конкурс стихов о платках;
  • Конкурс на лучший костюм, созданный из павловопосадских платков;
  •  Конкурс на лучшее оформление автомобиля.

Исконные народные промыслы – это глубинный пласт национальной культуры и неотъемлемая часть истории нашей страны. Второй раз праздник в поддержку одного из художественных народных промыслов России – производства шерстяных набивных платков объединит павловопосадцев и гостей города в красочных мероприятиях.

Напомним, что фестиваль-карнавал организован Павловопосадским историко-художественным музеем при поддержке районной и городской администрации. В экспозиции музея представлены документы, фотоматериалы, археологические находки от неолита до наших времен, бытовые предметы, рассказывающие о жизни людей восточной части Московского региона. Значительная часть фондов музея – экспонаты, посвященные истории производства павловопосадских платков, где представлена уникальная коллекция шалей, скатертей и панно. Большую часть коллекции тканей составляют парчовые, портьерные и мебельные ткани, изготовленные по образцам конца XIX века. В планы развития музея входит дальнейшее расширение выставок и включение музея в популярные туристические маршруты.

***

В Ненецком музее покажут предметы Саамского рукоделия

Экспонаты для выставки предоставлены музеем «Сиида», который расположен в городе Инари — административном центре одноимённой общины Финляндии.

На выставке гости краеведческого музея Нарьян-Мара смогут окунуться в удивительный мир рукоделия, представленный предметами материальной культуры саамов.

В Ненецком музее покажут предметы Саамского рукоделия

Саамским рукоделием принято считать предметы быта, например: одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, а также украшения, которые созданы вручную.

Изделия саамского рукоделия создаются в соответствии с древней традицией, но с учётом новых методов работы и новых целей применения. Для изготовления некоторых предметов используется природный материал.

Открытие выставки стало возможным благодаря сотрудничеству в сфере культуры в рамках проекта программы Коларктик «НEДА — Проект развития этнокультурного туризма коренных народов Севера».

Как сообщили в отделе информации Ненецкого краеведческого музея, экспозиция будет открыта в зале временных выставок до 17 февраля 2013 года.

На презентацию 14 сентября приедут представители музея СИИДА. В свою очередь Ненецкий музей отправится в Финляндию в следующем году, где презентует экспозицию «Жители тундры». На выставке будут показаны предметы материальной культуры ненцев: мужская и женская одежда, предметы быта начала 20 века и многое другое.

***

Туляки получили "культурные" гранты

В Минобркультуры Тульской области завершился конкурс на соискание грантов в сфере народно-художественных промыслов, сообщили "ТИ" в пресс-службе регионального правительства.

Гранты по 200 тыс. руб. получили 4 туляка: Ольга Андреева за проект «Популяризация промысла Тульская городская игрушка средствами массовой печати и создание сувенирного календаря «Тульская городская игрушка во времена года», Андрей Баташов за созданную им творческую мастерскую, Игорь Селиверстов за проект «Декоративная обработка дерева в тульских традициях» и Евгений Терешкин за проект «Художественное литье. Тульский самоварчик».

Пятый грант получила Одоевская детская школа искусств за проект, посвященный обучению детей народным промыслам.

***

Липецкий музей возрождает мураевенскую вышивку

Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства пытается, если не возродить, то хотя бы не дать уйти в историю и пыльные хранилища мастерство мураевенской вышивки. Музейщики, завершая работу над более чем годовым проектом, подвели его итоги.

Раскрыть тайны мураевенской вышивки работники учреждения культуры хотели давно. Они встречали ее примеры в каталогах и альбомах, находили образцы в хранилищах. "Выйти в народ", то есть максимально глубоко исследовать старинное ремесло, музею помог Фонд Потанина. В 2011 году липецкий проект стал победителем VII грантового конкурса Фонда "Меняющийся музей в меняющемся мире".

— Это престижный конкурс, созданный для тех, кто хочет качественно изменить музей, кто хочет открыть неизвестные страницы наследия своему посетителю. Мы участвовали в нем наравне с 500 музеями России, — уточнила директор липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства Ирина Жирова. — За год постарались сделать все, что обещали Фонду и себе.

Искусствоведы отправились в экспедицию. Одним из делегатов музея в деревни на границе Рязанской и Липецких областей, до революции 1917 года находившихся в едином Данковском уезде, стала искусствовед Елена Смолеевская. Мастерица традиционной вышивки училась мураевенскому ремеслу у внучки крестницы знаменитого Семенова-Тян-Шанского.

— Мы познакомились со старушками села Мураевня, деревни Чернышовка и Гремячка. Жили там, учились у них. Сейчас в селах ремесло помнят только 80-летние бабушки, но сидят за вышивкой редко — руки не слушаются. Если мы им давали уже подготовленную для работы ткань, они охотно брались за дело — вспоминали свою юность, — рассказывает Елена Смолеевская.

Мураевенская вышивка в свои времена красовалась на подарках царской семьи. Существует легенда, что цветное покрывало на брачном ложе императрицы Александры Федоровны было именно из деревни Мураевня.

Липецкий музей возрождает мураевенскую вышивку

Чаще всего мастерицы артели вышивали полотенца, салфетки, детали одежды и постельное белье. Работа выполняется белой нитью по белой ткани, исключение делается для выставочных и праздничных образцов.

— Существует поверье, что если девушка вышивает белым по белому, то этим она оберегает свое девичество, — дополнила Елена Смолеевская.

Раньше хранителем мураевенского ремесла была жена Семенова-Тян-Шанского Ольга. Все, что ей удалось собрать — образцы народного искусства — теперь хранится в музее Санкт-Петербурга. Много интересного нашлось и в рязанском архиве.

— Когда появилось фабричное производство, и народная вышивка начала угасать, просвещенные дворяне княгини Шаховские пытались ее спасти, — рассказывает Ирина Жирова. — Они презентовали ее в рамках множества международных европейских выставок. Шли активные продажи в англоязычные страны. Помогал в этом и Семенов-Тян-Шанский, сосед Шаховских по имению. Во время государственного переворота княгинь расстреляли рядом с Мураевней, и новая советская власть долго не могла возродить артель вышивания: крестьяне любили своих покровителей и будто не могли простить их убийц.

Сейчас Елена Смолеевкая является, пожалуй, единственной липецкой мастерицей, которой подвластна вышивка по-мураевенски. Но совсем скоро она передаст свое умение ученикам. Учреждение культуры открыло курс мураевенской вышивке в своей "Школе ремесел". Уже есть первые заявки на участие от других липецких мастериц.

В музее все же надеются, что белая нить по белоснежной ткани будет тянуться от поколения к поколению и стремительный век не сотрет следов народного промысла. Этого хотят и обладательницы мастерства вышивки "по праву рождения" — старушки из российских сел.

***

Барнаульцев приглашают на ярмарку народных промыслов

16 сентября в барнаульском парке «Лесная сказка» откроется международная ярмарка народных промыслов «Возрождение». В ней примут участие мастера из России, Армении, Казахстана, Узбекистана, Эквадора, Индии и Республики Конго.

— Множество прекрасных изделий из серебра, мельхиора, позолоты и камней, эксклюзивных изделий из козьего пуха сувениров из дерева, войлока, кожи, хохломская роспись, куклы ручной работы, гончарные изделия  выставят  на обозрение гости издалека, — пообещали организаторы ярмарки.

Из Екатеринбурга приедут мастера, которые шьют русские народные костюмы и сарафаны, а гости из Новосибирска покажут изделия из бересты, и даже покажут, как их сделать самим. Ну а латиноамериканцы расскажут,  как покрасить одежду в жёлтый цвет с помощью листьев эвкалипта.

— Я много езжу по разным городам, и часто видела подобные ярмарки, – рассказала Ольга Разгуляева, организатор мероприятия. – И мне захотелось провести у нас что-то подобное. В прошлом году мы впервые устроили эту ярмарку и она так понравилась жителям, что мы решили сделать это мероприятие ежегодным.

В этом году всех мастеров ярмарки ожидает подарок – обзорная экскурсия по старому Барнаулу.

— Наши гости из Латинской Америки уже приезжали в прошлом году, — вспомнила Ольга Михайловна. – Они плохо говорят на русском, но зато всё понимают. И мы захотели познакомить их с историей нашего города.

Ярмарка продлится четыре дня — с 16 по 19 сентября.

***

В винницкой школе форма — вышиванка

Символика украинских узоров появилась на школьной одежде винницких учеников. Идея переодеть детей в вышиванки принадлежит родителям. Чтобы школьники не забывали о своих корнях.

Липецкий музей возрождает мураевенскую вышивку

Вышиванка стала элементом школьной одежды в винницкой школе № 11. Гордиться тем, что дети – украинцы, предложили сами же родители. Едва ли не каждую рубашку этим детям вышивала бабушка или мама. Кто с иглой не справился, покупали в магазинах. Но вышиванки должны быть у всех — в ней ученики должны каждый день приходить на уроки.

Со следующего учебного года в вышиванки переоденутся и преподаватели.

На этом с национальными традициями в школе решили не заканчивать. 1-го сентября дети высадили калиновую аллею. Сейчас её каждое утро поливают, чтобы деревья адаптировались.

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Оцените статью