Полховско-майданские мастера создали свой собственный стиль росписи — темпераментный, пышный, контрастный по цвету. С искусством полховско-майданской росписи местных ребятишек знакомят прежде, чем они научатся писать и читать, в семьях. Л.В.Шевчук в книге «Дети и народное творчество» рассказывает о мастерах из Полховского Майдана Нижегородской области. |
В 20-х годах у семеновских мастеров появились «соперники», подхватившие их традиции точеных и расписных игрушек. На самой границе Нижегородской области с Мордовией течет речка Полховка, а на ней среди лесов стоит село с трехсотлетней историей — Майдан. Сегодня в Полховском Майдане около тысячи домов. А скоро их будет еще больше — каменные и деревянные, крутолобые и крепкие, они здесь растут так же быстро, как деревянные грибы в работнях-токарнях, разбросанных по огородам.
Работа по дереву традиционна для здешних мест: исстари в селах, раскинувшихся по речке Полховке, мужики бочки да сани делали, топорища мастерили, деревянную посуду точили.
А в 20-х годах полховско-майданские токари перешли на выделку игрушек-тарарушек, которые поначалу украшали способом выжигания. Здесь стали точить матрешек, свистульки-птички, грибы и коробки-копилки, яблоки, разнимающиеся на две половинки, и всякую мелочь.
От выжигания перешли к росписи. Полховско-майданские мастера создали свой собственный стиль росписи — темпераментный, пышный, контрастный по цвету. Вот как характеризует этот стиль искусствовед Н. В. Тарановская: «Рассматривая росписи, мы впадаем в особый мир, где лист или ветка становятся сказочно-громадны, как деревья. Ягодный кустик высится над домами и закрывает полнеба. Здесь на одной ветке одновременно могут краснеть яблоки и груши, а крыши — походить на цветочные лепестки. Цвет часто бывает так же условен, как и изображение на шляпке грибов пейзажей с вечерними малиновыми зорями. Матрешки похожи скорее на букеты цветов, из которых выглядывают схематично нарисованные лица со сведенными бровями и глазами. В их росписи опускаются все детали костюма. Цветочными узорами покрыты и свистульки. Во всех этих выдумках много лукавого остроумия, призывающего к веселью.
Искусство полхов-майданских тарарушников отличается особым строем образов, неожиданностью замыслов и достоинствами подлинной декоративности» (Русская деревянная игрушка. Л., 1968, с. 20).
Росписью игрушек в селах Полховский Майдан и Крутец (где тарарушники появились совсем недавно—в 60-х годах) занимаются женщины и дети. А «белье» точат на станках майданские мужики, которые в основном работают в совхозе, а игрушки для них — приработок.
Сначала «белье» покрывают обыкновенным крахмалом. После просушки «наводят» рисунок: тушью и пером наносят контур всего орнамента — большие розы, цветы, листья, веточки, травинки.
Затем в избе у окна мать со всем семейством расставит пузырьки с анилиновыми красками — с рудамином, с желтой, зеленой да черной — и дети начинают «заливать» те контуры: сначала каждый цветок, каждый листочек покроют тонким-пре- тонким слоем краски, затем еще раза два зальют краской слоем погуще, а когда краска высохнет, все изделие покроют бесцветным лаком. И малиновые, ярко-синие цветы, оранжево-желтые яблочки будто засветятся изнутри. В каждом таком цветке словно живет таинственный свет, внутренний огонь.
С искусством полховско-майданской росписи ребятишек знакомят прежде, чем они научатся писать и читать, в семьях. Не расстанутся они с этим искусством и в средней полховско-майданской школе. Здесь, начиная с девятых — десятых классов, роспись входит в состав школьной программы. На уроках труда девочки под руководством педагога Б. П. Мокринского занимаются росписью игрушек: птичек-свистулек, копилок-грибов, сувенирных бочат, кружек.
А учитель труда Виктор Степанович Евдокишкин обучает мальчиков токарному делу. Ученики Евдокишкина умеют не только матрешек да шкатулки вытачивать, но и самовары, подсвечники. Работы воспитанников Полховско-Майданской средней школы в 1980 г. были представлены на Всероссийской выставке детского художественного творчества, посвященной 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Выставка проходила в Москве в Выставочном зале на Уральской улице. Веселой и праздничной была роспись, которой украсили майданские тара- рушки воспитанницы средней школы Н. Пахунова, М. Волкова, С. Лухманова, Т. Сентюрева. А тарарушки эти выточили юные токари В. Масягин, В. Горлов, А. Юртов, Ю. Ермаков.
Нарядные и красочные игрушки представили на эту же выставку и школьники из Семенова, воспитанники Л. Г. Бодехиной. Посетители выставки подолгу простаивали возле работ Иры Пряничниковой, Марины Александровой, Ларисы Ильиной.
Жюри выставки особенно высоко оценило мастерство, которым владеют ученики из села Семина Ковернинского района. Порадовали зрителей работы Нади Цветковой, Насти Мельни-ковой, Нины Карповой, Марии Ворониной, выполнивших роспись «травка», «под фон», «Кудрина». Выставка явилась своеобразным отчетом о подготовке в Горьковской области юной смены народных мастеров.
Л.В.Шевчук, «Дети и народное творчество»
Начало книги Л. В. Шевчук «Дети и народное творчество»:
- Детям о русских народных промыслах: История хохломской росписи
- Детям о русских народных промыслах: Тайна хохломского «золота»
- Золотая Хохлома: Возникновение школы художественной обработки дерева
- Как обучали мастеров хохломской росписи
- Дети и народное творчество: обучение искусству росписи деревянной игрушки
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Город Семенов: родина Хохломской росписи
- Народные промыслы: Шуйское мыло в наши дни
- Палехская миниатюра умирает?
- Бедственное положение народных промыслов в России
- Как появилась палехская миниатюра?
- Живые традиции в Южно-Сахалинске
- Народные промыслы: Богородская игрушка
- Народные промыслы : Кузнецы из Пскова
- Народные ремесла Алтая выставляются в Москве и получат 2,8 млн рублей
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Секретное оружие: Хакасский национальный костюм
- Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
- Американский бизнес на русских матрешках